В Москву привозят одного из самых значительных американских художников – Марка Ротко. Он создал работы, силу которых никогда не передаст ни пленка, ни сканер. Нет смысла рассматривать и оценивать их и в альбомах или на экране компьютера. Первое, что приходит в голову не подготовленному зрителю - «Ну и что тут такого?», « Почему за это выкладывают миллионы?», «Полотенца какие-то, мы и сами так можем». Последние легко опровергнуть. С одной стороны работа Ротко, с другой - творчество маляра в арке моего дома.
[CUT]
Чувствуете разницу? Глаз ведь не обманешь. Сразу понятно, что это не просто квадраты и полосы. Это сложная композиция. Линии, плоскости, цвета, границы, техника – все подчинено единому замыслу автора. Все служит единой цели. Эта цель – эмоция. Картина Ротко - это портрет «впечатления» или «ощущения», которое должен испытать зритель.
[B]
«Мне интересно только выражение основных человеческих эмоций – трагедии, экстаза, отчаяния и так далее … Люди, плачущие перед моими полотнами, переживают тот же религиозный трепет, что переживал я, когда рисовал их…».[/B]
Важно, что к классическому виду своих работ художник шел годами. Как когда-то Фрейд, развивая свою теорию, в конце жизни приходит к выводу, что всеми мотивациями человека движет два желания – желание жить и желание умереть. Также и Ротко постепенно отказывается от изображения людей, потом от сюжета и в конце концов он полностью лишает картину смысловой (повествовательной) нагрузки.
Ротко рекомендовал смотреть свои работы так, чтобы цветовые зоны полностью охватывали человека со всех сторон. В итоге прямоугольные формы теряли свою определенность. Цвет больше не принадлежит форме он освобождается от нее и демонстрирует свою самоценность. Художник серьезно относится к окружающему картину пространству. Ротко стремился «нанести поражение» физическому пространству комнаты. Для этого он старался объединить картины, окружить ими зрителя, почти не оставляя свободных стен и не допуская никакого иного влияния.
Основными требованиями к выставочному пространству были отсутствие предметов и инородных работ в залах, тусклый свет, закрытые окна. Картины вешались на расстоянии 30 см от пола, и никак иначе. Причем идеальным расстоянием рассмотрения работы от зрителя до произведения считалось приблизительно 40 см.
Такой вот эмоциональный аттракцион - прийти и постараться понять технику, первоэмоцию вложенную художником, погрузиться в созданную им атмосферу. И только тогда вы может с уверенностью выразить свое мнение. Скорее всего вам понравится. Поймете, что дело тут не только в грамотном пиаре, трагическом уходе художника из жизни и стоимости его работ.
[B]центр современного искусства "Гараж"[/B]
Москва, ул. Образцова, 19 А
с 23 апреля по 4 мая 2010 года