Вздернуть на рее

Азбука парусов со всего света.

Данил Абрамов,
2 марта
-

Некоторые исследователи приписывают человечеству изобретение паруса едва ли не вперед колеса, что понятно – реки служили нам и местами промысла, и путями сообщений. В годы активно развивавшейся торговли, колонизации и войн появление на горизонте белых полотнищ для одних было символом благих вестей, другим же несло страдания и смерть. Но прогресс неумолим: цивилизации преодолели период морских баталий, а с приходом паровых двигателей полагаться на силу и волеизъявление ветра стало бессмысленным. В наши дни парусные суда спускаются на воду в большей степени из романтических побуждений, а если сражения и имеют место, то лишь ради демонстрации мастерства в обуздании сил природы.

Заглянуть за горизонт хотелось всем, и традиции парусного оснащения в разных точках света сначала складывались независимо, а позже стали проникать друг в друга. Тем интереснее было изучить и составить типологию парусов на примерах со всего земного шара.

  • Рейковый парус

    В Западной Европе получил распространение как вооружение джонки - по названию китайского судна. Этот похожий на перепонки морского гада парус придуман, по слухам, еще до того, как в море вышли египтяне - то есть, как можно догадаться, очень давно.
    Однако возраст рейковой системы не лишает ее практичности и способности обеспечивать броски на значительные дистанции. Этот парус с тростниковым каркасом хорошо показывает себя как при полном, так и при крутом курсе к ветру, прост в обслуживании и главное, удобен в ремонте, потому что состоит из частей. Сегодня им не пренебрегают даже проектировщики некоторых гоночных яхт.

  • Дау

    Название этого треугольного паруса повторяет название суден, которые были им оснащены. Ответственность за его изобретение лежит на арабах, раньше европейцев проложивших торговый путь в Азию, и что самое удивительное, в силу своей специфики это вооружение нельзя сопоставить ни с каким другим на планете – настолько оно индивидуально. Простота конструкции не требовала большого экипажа, да и скорость движения была вполне сносна для торгового судна. Вооружение дау прошло проверку временем, и в некоторых областях Ближнего Востока оно до сих пор в строю.

  • Прямой парус

    Запрячь ветер в широкое трапециевидное или прямоугольное полотно – первое, что пришло бы в голову каждому, пожелавшему выйти в открытое море. Паруса такой формы можно встретить еще у финикийцев, считающихся первыми торговыми мореплавателями, викингов и римлян.
    Достигаемая за счет прямых парусов скорость была достаточно высока, но только в том случае, если ветер будет попутным. Развитие судостроения привело к росту судов и к смешению различных типов парусов. Прямые паруса можно было встретить, к примеру, в оснащении галеры мальтийского флота XV века.

  • Латинский парус

    Входит в целый подкласс косых парусов и имеет вид прямоугольного треугольника. Он гораздо сложнее в конструкции и обслуживании и требует постоянного внимания, поэтому владельцам рыболовецких судов с такими парусами было непросто заманить моряков к себе на работу. Однако его наличие давало судну возможность ходить под углом к ветру, что в ситуациях погони играло на руку как догонявшим, так и скрывавшимся.
    Три латинских паруса были главной движущей силой шебеки, в XVII-XVIII веках входившей в состав английского и французского флотов и облюбованной пиратами Марокко и Алжира, а также средиземноморской фоветты, в XIX веке сочетавшей латинские и прямые паруса.

  • Гафельный парус

    Совершенствование латинского паруса привело к парусу с формой неправильной трапеции. Гафельное вооружение можно было часто встретить у голландских рыболовов в XVII веке, и до прихода двигателей гафель был классикой.
    Но даже сейчас, когда от спортивных яхт требуется уверенная лавировка и тяга, гафельный парус, по мнению спортсменов, выигрывает у прочих – даже у бермудского, своего преемника.

  • Бермудский парус

    В первые годы XX века этот тип вооружения предпочли гафельному рыбаки Бермудских островов, за что оно и получило свое название. Парус легок в управлении и при изначально корректной регулировке не требует в обслуживании более одного человека.
    Именно он и получил максимальное распространение среди яхтсменов за счет своей аэродинамики и простоты в манипуляции, так что вопрос о том, какой лучше – бермудский или гафельный, можно считать закрытым.