Как устроена парусная лодка

Устройство даже самой простейшей парусной лодки сложно понять среднему обитателю суши. Обилие морских терминов — здесь нет ни стен, ни потолка, ни зада, ни переда — может сбить с толку кого угодно. То есть, чтобы понять, как держится на воде и в принципе двигается яхта, нужно усвоить немалый словарный запас. Для многих это препятствие становится, к сожалению, последним.

Но стоит уделить вопросу совсем немного времени и внимания, как все становится предельно понятно. Специфическая терминология была и остается необходимой, поскольку используется практически всеми флотами планеты. Сегодня мы, на примере популярной линейки яхт Beneteau Oceanis, расскажем об основных составляющих парусной лодки и поясним самые необходимые и самые непонятные названия.

  • Корпус

    Борта, палуба, транец, корма и нос — вот из чего состоит корпус обычной яхты. Левый и правый борта различают подводную и надводную часть. Их соединение, визуально больше изогнутое, называется скула. Транец соединяет борта сзади. Здесь обычно устанавливается трап. Вы наверняка знаете, что передняя часть судна — это нос, а задняя — корма. Не путайте с баком и кокпитом: бак — носовая часть палубы, кокпит — кормовая. Палуба, по сути, это практически любой настил, который закрывает помещение ниже.

  • Каюткомпания

    Каюткомпания представляет собой своеобразную гостиную для всего экипажа. Здесь же предусмотрено место для штурмана и отдел под камбуз. Все пространство под палубой поделено на отсеки поперечными переборками. Здесь множество ниш, в которые удобно складывать необходимые предметы, стоят несколько рундуков, где хранится прочий матросский скарб и пассажирские вещи.

  • Каюты

    Каюты современной яхты выглядят не просто удобными — здесь действительно приятно отдыхать после длительного перехода. Комфортабельные кровати легко покачиваются в такт бьющим в борта волнам, а качеству самой постели и отделки помещения могут позавидовать и ведущие мировые гостиницы. Лучшая каюта расположена на баке судна, здесь может остановиться как гость, так и сам капитан яхты.

  • Камбуз

    Любое судно оснащено собственной небольшой кухней — камбузом. На скромных, или небольших судах, эта кухня ограничена очень практичным набором: пара газовых конфорок и, может быть, небольшая раковина. Совсем иначе выглядит камбуз яхты более высокого ценового сегмента. Встроенная плита с духовкой, раковина, поверхность для готовки, отдельный стол для продуктов, шкафы для посуды и даже холодильник — таким оснащением может похвастать не каждая домашняя кухня.

  • Гальюн и душ

    Современная яхта в обязательном порядке должна быть оборудована комфортным туалетом (гальюн) и душем. Первый на серьезных лодках оснащен электрической системой vacu flush и собственным сточным резервуаром, второй же представляет собой классическую душевую кабину. Встречаются, конечно же, суда, оборудованные полноценными ванными комнатами с джакузи, но относятся они, скорее, уже к классу суперяхт. Обычно дополнительный душ устанавливается и в кокпите. Используют его после купания в море.

  • Кокпит

    В кокпите располагаются один либо два штурвала, панель управления двигателем, компас, чартплоттер, управление подруливающими устройствами и лебедки для управления парусами. Здесь же обычно размещается раскладывающийся столик. Из кокпита есть доступ к рундукам, в которых находится все нужное яхтсмену дополнительное оборудование, швартовочные концы и прочее.

  • Парусное вооружение

    Парусное вооружение делится на паруса, рангоут и такелаж. Паруса, в свою очередь, бывают основными, штормовыми и дополнительными. В ординарном плавании используются основные. Рангоут — это все блоки и балки для управления парусами. Неподвижный рангоут включает в себя мачты, бушприт и стеньги, а подвижный — реи, гики и гафели. Управляются и крепятся все эти конструкции при помощи такелажа, стоячего или бегучего. Первый удерживает рангоут на должном месте, а с помощью второго матросы управляют парусами.

  • Паруса

    На парусах стоит остановиться немного подробнее, ведь это — главный «привод» судна. Современные яхты используют паруса, изготовленые из надежных синтетических тканей. Косые паруса позволяют судну двигаться круто к ветру курсом бейдевинд. Дополнительные паруса используются на попутных курсах — это спинакер и генакер. Шьются они из очень легкой ткани и имеют площадь в несколько раз превышающую грот и стаксель вместе взятые. Это очень красивые паруса, обычно их делают яркими с различными изображениями. В большинстве случаев на рекламных картинках мы видим яхту, идущую именно под генакером.

  • Транец

    Одно из последних модных веяний в яхтостроении — откидной транец. Вообще, транцевая доска предназначена для установки мотора, но на современной яхте она вполне справляется с ролью выносной купальной платформы. В случае серии Beneteau Oceanis, этот транец еще и оснащен специальным электроприводом. Чтобы превратить корму в удобную и комфортабельную палубу для отдыха у самой воды, достаточно всего лишь нажатия кнопки.