Жизнь после старта

Почему краудфандинг может погубить компанию, даже если она собрала больше денег, чем хотела.

5 Июнь
-

Один из самых популярных на сегодняшний день способов получить стартовый капитал для молодой компании — организовать сбор средств на одной из краудфандинговых платформ. Все, что для этого требуется — снять качественное видео, в котором потенциальным клиентам доходчиво объясняется, почему ее продукт лучше остальных и в чем его уникальность. По сути, для начала сбора средств на таких платформах не требуется даже рабочий прототип будущего продукта — за короткую историю существования краудфандинга в ней накопилось немало случаев, когда проект собирал сумму в три, а то и десять раз больше той, которая была обозначена вначале.

0

Безусловно, сбор стартового капитала — важнейший этап для развития компании, но это лишь один из этапов. Джон Фоусетт, основатель компании Fuse Chicken, которой удалось собрать на платформе Kickstarter в несколько раз большую сумму для производства своего продукта, рассказал изданию Fast Company о том, какие уроки он извлек из этого опыта, и какие трудности приносит головокружительный успех кампании по сбору средств.

0



Продукт, который разработала компания Джона — Une Bobine, кабель для зарядки гаджетов, который заключен в металлическую обмотку, позволяющую использовать его одновременно как док-станцию. Не революционная, однако простая и функциональная идея. Для того чтобы начать производственный процесс, ему требовалось собрать 9800 долларов. В итоге 40-дневная кампания принесла разработчикам 212 265 долларов.

Успех компании Джона не является чем-то экстраординарным для Кикстартера. Из более 100 000 кампаний, запущенных на платформе, около половины достигают намеченной суммы. Только за 2012 год разные проекты на платформе в общей сложности собрали около 320 миллионов долларов.

Главное — связи


Одна из особенностей краудфандинговых платформ заключается в том, что они не предоставляют никаких ресурсов, кроме финансирования за счет потенциальных покупателей продукции. То, каким образом компания выполнит свои обещания, — только ее проблемы, которые неизбежно появятся, т.к. многие стартапы подают заявку на финансирование, не имея полного представления о том, что именно они будут делать в случае успеха. Это касается как разнообразных юридических вопросов, так и банального отсутствия контактов с поставщиками и производителями.

0

Еще до начала кампании на Кикстартере, Фоусетт имел большое преимущество перед многими конкурентами: у него уже были налажены контакты с производителями из Китая. На протяжении 15 лет Джон разрабатывал дизайн для множества различных продуктов других компаний. В работе ему неоднократно приходилось связываться непосредственно с производителями, чтобы узнать, возможно ли реализовать то, что он придумал. Именно эти связи помогли ему заранее максимально точно просчитать стоимость изготовления Une Bobine.

Подводные камни


Молодая компания, которая смогла выручить большую сумму в краудфандинге, должна быть готова к еще одному испытанию — количеством. После того, как было налажено производство Une Bobine, Джону было необходимо найти посредника, который организует доставку такого большого количества товара из Китая в его офис. Поставщик был найден, и через некоторое время к дверям офиса Fuse Chicken были доставлены 4500 коробок с готовый продуктом. Теперь эти коробки предстояло отправить заказчикам, то есть тем, чьи деньги стали стартовым капиталом для производства Une Bobine.

Фоусетт и его коллеги потратили немало усилий, чтобы создать собственную базу данных, которую бы смогла распознать программа, печатающая адреса на посылках. Посылки были отправлены в 70 стран. Еще одно, что необходимо было учесть, — налоговые пошлины, которые имеют свои особенности в каждой стране. Урегулирование всех этих вопросов заняло у Джона около четырех месяцев.

0

В общей сложности компании Фоусетта пришлось пройти 15 ступеней на пути от краудфандингового проекта до покупателей. Главное, что он понял за время работы над проектом, — краудфандинг — это только самая малая часть всех испытаний, которые ждут молодых предпринимателей на пути к успеху. И даже если финансирование было получено с лихвой, самые настоящие трудности компании еще впереди.