Прошлое, настоящее и будущее символов мужского статуса

14 декабря
-

«Человек по своей природе есть существо общественное», – сказал когда-то Аристотель, и нам не приходится в этом сомневаться. Действительно, нечасто можно встретить человека, которому на протяжении всей его жизни не довелось вступить в контакт с другими людьми. От рождения и до самой смерти мы находимся среди людей и взаимодействуем с ними. А там, где собираются люди в количестве более одного, неизбежно возникновение иерархии, каждый из членов которой имеет определенный статус. От статуса никуда не деться: даже тот, кто провозглашает свое равнодушие к статусу, все равно его имеет, в данном случае это будет статус равнодушного к статусу. Показатели статуса видоизменялись с течением времени, и сегодня они не те, что были всего лишь лет 20 назад. Мы выделили основные маркеры статуса современного человека и проследили, какие изменения они претерпели за прошедшие несколько лет.

  • Знание и обучение

    Современному человеку приходится знать и уметь намного больше, чем представителям предыдущих поколений. С развитием технологий мир становится меньше, границы размываются, требования к компетентности обычного человека стремительно возрастают. В качестве простейшего примера возьмем социальные сети: подросток или молодой человек, выкладывающий пост с фотографией, проделывает, с той или иной степенью успешности, работу журналиста, редактора и фотографа, – всем этим лет 40 тому назад занимались только специалисты. Английский язык, область профессиональной деятельности лингвистов прошлого, мы сегодня используем каждый день для работы и общения в интернете. А навыки тайм-менеджмента, которыми приходилось владеть главам государств и корпораций в прошлом, сегодня вошли в обиход каждого простого человека, ведь жизнь предлагает слишком многое, все это нужно распределять, ранжировать и упорядочивать. Современный человек знает о своей диете то, что раньше знали лишь врачи-диетологи, а свои тренировки он строит по тщательно выверенным схемам, ранее доступным лишь профессиональным спортсменам и тренерам. Самообразование стало сегодня доступным и качественным как никогда ранее, и только от самого человека зависит, где наступит предел его знаниям и умениям.

  • Непохожесть

    Пару поколений назад человек изо всех сил стремился к тому, чтобы быть похожим на своих соседей. Не выделяться из толпы и следовать общим правилам считалось признаком хорошего вкуса. Если сосед устанавливал у себя во дворе сауну, во что бы то ни стало такая сауна должна была появиться и за вашим домом. Сегодня дело обстоит противоположным образом. Индивидуальность и оригинальность приветствуются во всех областях, начиная от внешнего вида и заканчивая источниками дохода. При выборе профессии, спутника жизни, места жительства и марки часов человек теперь исходит из собственных потребностей и желаний, а не из тех, что распространены на его улице в его городе. Стремительно обрушившийся на современного человека информационный поток освободил его от обязанности слепо следовать общим правилам и позволил быть самим собой.

  • Работа

    Современный человек больше не хочет подгонять свою жизнь под работу и быть всего лишь бездушным винтиком в гигантской корпоративной махине. Идеальное рабочее место сегодня имеет на порядок больше критериев и характеристик, чем это было ранее: количество рабочих часов должно быть умеренно, коллектив должен состоять из близких по духу людей, а дресс-код, желательно, отсутствовать. Большинство предпочтут работу в ультрасовременном и неформальном офисе Google вакансии в престижной больнице или юридической конторе с надежной репутацией. Один из недавних соцопросов показал, что 3/4 взрослого населения хотят работать на себя, а самой привлекательной видится сфера информационных услуг. Как метко заметил по этому поводу один американский журналист: «Дизайн и креатив, будь то диджитал, видео, аудио, или архитектура, – это новый рок-н-ролл».

  • Связи и объединения

    Связи дороже денег – это утверждение сегодня актуально, как никогда. Даже доступ к «сильным мира сего», безнадежно закрытый среднему человеку прошлого, теперь осуществляется парой нажатий кнопок на клавиатуре. Современный человек знает гораздо больше людей, чем его предшественники, его круг общения может быть невероятно широким и разнообразным. Социальные медиа позволяют объединяться в группы по интересам. Более чем когда-либо человека характеризуют те, кого он знает, кто числится среди его друзей. Проведенное среди американских подростков недавнее исследование показало, что на вопрос «Кто является по-настоящему крутым?» большинство назвали кого-то из своих друзей, а не знаменитых музыкантов, актеров, политиков или спортсменов, как это было с предыдущим поколением.

  • Потребительство

    На рекламных постерах 90-х мы видели красивых моделей в соблазнительных позах, которые словно бы шептали влажными губами: «Купи эти джинсы, и будешь крут, как я». В сегодняшней же рекламе мы видим, как по крыше с фабричными трубами бегут несколько ничем не примечательных парней, которые, между делом, замечают: «Эти джинсы хорошо впишутся в твой и без того уже крутой стиль». Диктат моды 80-х и 90-х набил оскомину и вызвал естественный протест у потребителей: никто уже не станет носить на себе огромный логотип какого-то дома моды. Расстановка сил поменялась, и производители больше не указывают потребителям, как жить, а хитро подстраиваются под их нужды и интересы. К примеру, когда кроссфит, явление самобытное и в определенной мере андеграундное, начал приобретать популярность, на него тут же обратили внимание специалисты корпорации Reebok, и вот уже выпущены специальные кроссовки и проводятся чемпионаты по кроссфиту. Кстати, о корпорациях: современный человек все меньше стремится иметь с ними дело, предпочитая неизвестные имена начинающих дизайнеров, ведь это демонстрирует его осведомленность и подчеркивает оригинальность. Преклонению перед определенными марками, присущему прошлому поколению, современный человек предпочитает вечный поиск нового и критическое отношение к продукту.

  • Опыт

    Человек прошлого мечтал умереть в окружении множества вещей, которые он приобрел, а современный человек хочет унести с собой массу захватывающих воспоминаний. В ходе недавнего опроса было установлено, что 76% опрошенных были готовы тратить свои деньги на нечто нематериальное, что 40 лет назад были готовы делать лишь 59% респондентов. Кажется, материальные объекты, подвластные тлетворному влиянию времени и капризам экономики, перестали быть столь желанными, как прежде. Необычный опыт – вот что сегодня ценится превыше всего. За ним отправляется современный человек в самые далекие точки планеты. И если еще наши родители мечтали увидеть пирамиды Хеопса и отобедать в ресторане на Эйфелевой башне, нам нужно нечто большее. Новые места с непроизносимыми названиями, переживание экзотического духовного опыта, сплав по реке с порогами или переход над бездонным ущельем по канатному мосту, – чем больше риска, тем лучше; чем меньше людей делали это до тебя, тем круче.

  • Богатство

    Как бы парадоксально это ни звучало, современный человек высоко оценивает материальное богатство. Когда в 1967 году выпускников высших учебных заведений спросили, является ли для них ценностью финансовый успех, 45% ответили утвердительно. А в 2004 году аналогично ответивших было уже 74%. Сфера применения денег, однако, у представителей старого и нового поколений существенно отличается. Если раньше идеальной картиной богатства считались владение особняком, членство в закрытом клубе и прогулки на одном из коллекционных автомобилей своего автопарка, то сегодня деньги нужны для того, чтобы позволить себе вещи, о которых говорилось ранее: самообразование, общение с близкими по духу, нестандартные путешествия. Миллионеры нового поколения радостно выращивают своими руками двенадцать видов листового салата, открывают центры помощи жертвам насилия или отправляются в Тибет для прохождения курса медитации под руководством опытного наставника.

Выберите параметры рассылки

Пожалуйста, уточните желаемый вариант получения рассылки: