Как наш язык влияет на восприятие мира

31 марта
-

Нам хочется верить, что мы независимы в своем мышлении, что  сами выносим суждения и формируем мнения. Это иллюзия. На то, что происходит в нашей голове, влияют множество самых разных факторов, от состояния здоровья до генетической памяти об опыте предков. Не последнюю роль играет язык, на котором мы говорим.

  • Со всех сторон лучше

    Билингвам достаются все призы. Они существуют сразу в двух культурах, имеют лучшие карьерные перспективы, их когнитивные способности выше средних, и они не так подвержены риску развития старческого слабоумия. А новейшее исследование английских психологов и лингвистов установило, что они также способны видеть мир с разных точек зрения, в зависимости от используемого языка.

  • Объемное видение

    Представьте себе черно-белое изображение и цветное 3D. Одно позволяет видеть что-то лишь в общих чертах, другое передает более полную картину, вплоть до мельчайших деталей. Так же отличается картина мира монолингва — человека, говорящего на одном языке, — от того, что видит билингв, или человек, владеющий двумя языками на уровне родного.

  • Гимнастика для мозга

    Точно так же, как физические упражнения несут пользу для тела, управление несколькими языками благотворно влияет на мозг. Переключение с одного языка на другой, которое постоянно происходит в голове билингва, служит тренировкой для мозга, делая его более гибким. Эта гибкость особенно важна во второй половине жизни: типичные признаки когнитивного старения у билингвов наблюдаются в среднем на 5 лет позже.

  • Немцы знают, куда идут

    Интересный эксперимент поставлен с участием английских и немецких монолингвов и англо-немецких билингвов. Им предложили посмотреть видеоклипы с людьми в движении и попросили описать увиденное. Об идущей по автопарковке женщине немецкие монолингвы говорили: "Женщина идёт к машине" и "Мужчина едет на велосипеде в супермаркет" о видео с проезжающим около супермаркета велосипедистом. Английские монолингвы описывали те же сцены как "Женщина идет" и "Мужчина едет на велосипеде". Они обращали внимание на само действие, без упоминания его цели.

  • Деление на "с целью" и "без цели"

    Тем же испытуемым показывали людей в движении и просили объединить связанные видео. Немцы быстрее объединяли видео в группы, руководствуясь целью движения, например, видео с идущей к машине женщиной они связывали с видео с женщиной, направляющейся к зданию. Англичане не могли усмотреть подобной связи и испытывали трудности с формированием видео по группам.

  • Грамматическое влияние

    Исследование выявило, что немецкоязычный взгляд на мир всеобъемлющ — действие рассматривается не вырванным из контекста, а в привязке к причине и цели. Англоговорящая аудитория концентрируется лишь на действии. Лингвистически это объясняется особенностями грамматики языка, которая очень различна в немецком и английском.

  • Билингвы-хамелеоны

    Когда дело дошло до англо-немецких билингвов, выяснилось, что они, подобно хамелеонам, подстраиваются под реалии окружающей среды. Трестируемые в Германии билингвы давали типично немецкий ответ — действие в привязке к цели. Аналогичная группа, трестируемая в Великобритании, отвечала по-английски, сконцентрировавшись лишь на действии.

  • Итальянский — для любви, немецкий — для дела

    Описывая свое состояние при оперировании разными языками, билингвы утверждают, что становятся как бы разными личностями. Это распространяется даже на эмоции: традиционно эмоциональные, экспрессивные языки, такие как испанский или итальянский, раскрепощают и позволяют свободно выражать чувства. "Строгие" языки, как немецкий или языки скандинавской группы, сковывают и приглушают эмоции.

  • Выгодное перемещение

    Когда дело касается просчета потенциального риска при экономических решениях, использование второго языка оказывает выгоднее первого. Поскольку в зоне своего родного языка человек чувствует обманчивую уверенность в стабильности и безопасности решения. Перемещение в другой язык позволяет совершенно по-иному взглянуть на ситуацию: обнаруживаются новые риски и скрытые опасности.

Выберите параметры рассылки

Пожалуйста, уточните желаемый вариант получения рассылки: