Финансовая перспектива
Как будет влиять экономическая ситуация на мировой рынок роскоши в 2012 году.
6 Февраль
-
Аналитическое агентство Ledbury Research выделило 8 ключевых трендов эволюционирования рынка роскоши в 2012 году.
Смена объекта инвестиций
Инвестиции в такие традиционные группы низкого риска как депозиты или продукты с фиксированным доходом потеряли свою привлекательность в связи с понижением их доходности, в то время как альтернативные инструменты вызывают все больший интерес. Вложения в искусство, вино или классические автомобили стали цениться гораздо больше.
Сектор элитной недвижимости остается одним из главных объектов инвестиций. Цены на ключевых рынках, таких как Лондон, не снижаются вне зависимости от экономической ситуации. Очевидный рост цен можно наблюдать в категории сырьевых товаров. В течение прошедшего года рост цен на золото побил все предыдущие рекорды. Однако трудность заключается в том, что интерес к альтернативным инвестициям так вырос, что многие рынки оказались переоцененными и не могут больше считаться безопасным «убежищем» для капитала. В 2012 году перспективы развития мировой экономики все еще туманны, а значит, и инвестиционная среда будет переменчивой и нестабильной.
С коммерческой точки зрения сложившаяся ситуация — это отличная возможность для финансовых менеджеров и производителей товаров премиум-класса, так как их продукция может стать прекрасным объектом инвестиций.
Оплата труда и образ жизни
Премиальные выплаты и бонусы по-прежнему остаются острым вопросом на фоне растущей безработицы и государственных мер по сокращению бюджета во многих странах. Финансовая индустрия в ответ на кризисную ситуацию повышает компенсационные пакеты вместо заработной платы и сокращает выплату бонусной части. Тенденция обозначилась еще в 2010 году, продолжилась в 2011, и будет возрастать в 2012.
Несмотря на то, что общий годовой доход работников финансовой сферы не обязательно меняется, перемены в системе оплаты и поощрения труда могут повлиять на образ жизни и действия служащих. Когда выплата бонусной части не является единовременной, а распределяется по всему году или вообще замораживается, меняются потребительские привычки людей. Значительно сокращается количество дорогостоящих покупок в секторе недвижимости, авто и драгоценностей, где традиционно тратятся крупные суммы денег.
Женское влияние
Анализ всевозможных рейтингов богатейших людей мира показывает, что женщины составляют в этих списках сравнительно небольшой процент. Например, из 1000 богатейших людей Великобритании только 105 женщины. И это первый год в истории Англии, когда их число превысило сотню.
Однако чрезмерное внимание к тому, кто владеет богатством, отвлекает от гораздо более важного вопроса — кто это богатство тратит. Согласно исследованиям Ledbury, всего 49% владельцев крупных состояний мужского пола считают, что они принимают решения о бытовых финансовых тратах. И только 13% жен опрошенных с этим согласились. В США 90% всех решений о крупных благотворительных пожертвованиях принимается женщинами.
Такая статистика говорит о том, что женщины играют роль в распределении бюджетов гораздо более важную, чем можно предположить исходя из размеров их индивидуального капитала. Эта тенденция будет расти по мере продвижения развивающихся стран вроде Китая (родины 18 из 28 женщин-миллиардеров), четче обозначая роль женщины в создании и приумножении капитала.
Осторожность в расширении зоны дистрибьюции
Поскольку рост капиталов в развивающихся странах происходит значительно быстрее, престижные бренды и торговые марки не мало инвестируют в свое представительство на рынках этих стран. Такой подход не лишен риска. Так, например, в прошлом году швейцарский HSBC Private Bank принял решение покинуть российский рынок. Различия культур и менталитета могут стать значительной преградой на пути к успеху иностранных компаний на местных рынках.
В будущем мы ожидаем от мировых брендов более тщательного подхода к планированию зоны охвата и открытию представительств. Например, американская марка Coach демонстрирует осторожность, открыв в Китае для начала только онлайн представительство. Другим премиальным брендам стоит последовать их примеру.
Контроль за брендом
С увеличением своих доходов еще больше люксовых брендов встанет перед выбором — выходить ли на глобальный рынок, расширяя число своих потребителей, или оставаться в узкой нише, рассчитанной на ограниченное число клиентов. Этот баланс эксклюзивности очень важен для компаний, поскольку от этого зависит их развитие.
Чрезмерная популяризация может привести к нежелательным ассоциациям. Например, это случилось с американской маркой Abercrombie & Fitch, которая вынуждена была предложить денежную компенсацию участникам реалити-шоу Jersey Shore за то, что те не будут появляться в кадре в одежде марки, тем самым дискредитируя ее.
Еще один минус чрезмерной узнаваемости— контрафакция. Благодаря социальным медиа и массовым коммуникациям узнаваемость люксовых марок сильно возросла, и производителям придется выбирать между ростом продаж и сохранением эксклюзивности.
Социальная ответственность
Разорительные последствия землетрясения в Японии дали толчок к массовой поддержке пострадавших представителями индустрии люксовых товаров. Многие из них имели прибыльные представительства в Японии. Анализ пожертвований, полученных от различных премиальных марок, показал, что они составляют лишь небольшую часть годовых доходов компаний, но задают устойчивую тенденцию.
Эта тенденция особенно важна при организации взаимодействия с иностранными потребителями для создания положительного образа компании. В Китае, например, Корпоративной Социальной Ответственности (CSR) отводится очень большая роль. Следуя заданной тенденции Tiffany & Co запустили вебсайт, посвященный социальной ответственности, где подробно демонстрируется деятельность компании в этом направлении.
Страна происхождения
Страна происхождения до сих пор играет большую роль для продуктов категории премиум. Традиционными местами для производства предметов роскоши остаются такие страны как Франция, Италия и Великобритания. Однако важным направлением в производстве товаров люксового сегмента становятся такие страны как Индия и Китай. Десятилетиями эти страны ассоциировались с низкокачественным и дешевым производством, но в настоящее время они стали центрами профессиональной ручной работы.
Успех следующих поколений
Несмотря на то, что большинство мировых капиталов создано их владельцами самостоятельно, наследство все еще является важным источником происхождения богатства. В условиях развивающихся рынков преобладание самостоятельно приобретенных состояний чаще всего означает, что их владельцами еще не выработано умение проводить стратегическое планирование и управление финансами. Таким образом ставится под сомнение возможность успешного развития таких рынков. Одним из примеров является Россия, где по данным Societe General зафиксирован самый низкий процент семейного участия в бизнесе — только 8% наследников обладателей крупных состояний играют какую-либо роль в управлении активами.
Более того, согласно исследованию New York Times около 70 миллиардов долларов российского частного капитала будет к концу 2012 года выведено из страны в связи с устойчивым недоверием предпринимателей к внутренней политике властей. С другой стороны резиденты развивающихся стран склонны вкладываться в будущее своих детей, приобретая недвижимость в традиционно престижных и финансово благополучных точках и оплачивая образование международного стандарта. Так или иначе, вопрос передачи финансового наследия будущим поколениям будет одной из ключевых экономических тенденций 2012 года.