Недоразвитая мода

Нью-Йоркская консалтинговая компания RTW назвала главные проблемы российской fashion-индустрии.

24 марта
-
Накануне двух Недель моды, американское консалтинговое агентство Russian Trends Watch обнародовало результаты исследования отечественного fashion-рынка. В работе представлен рейтинг самых узнаваемых за границей русских дизайнеров и указаны основные проблемы нашей индустрии моды или, если хотите, причины ее отсутствия.

fashion-бизнес, ретейл, Россия

Все выводы, если верить пресс-релизу, построены на анализе экспертного опроса американских байеров с одной стороны и представителей российской fashion-индустрии от дизайнеров и бренд-менеджеров, до стилистов, редакторов глянцевых изданий, независимых блоггеров и розничных продавцов с другой.

«Россия – один из ведущих мировых потребителей предметов роскоши. Даже в период глобального спада спрос на luxury-товары продолжает расти. Наше исследование показывает основные проблемы и перспективы российской индустрии моды. В ближайшем будущем можно ожидать продолжения роста потребления, потому как Россия остается одной из самых богатых мировых держав. Что касается собственных брендов, то внутри модной промышленности произойдут кардинальные перемены, связанные с переходом к профессиональному менеджменту и ориентацией на экспорт. Не исключены громкие слияния и поглощения», - сказано во введении к отчету.

fashion-бизнес, ретейл, Россия

Говоря о текущем состоянии отечественной индустрии моды, американские эксперты отмечают следующие факторы:
  • Общую незрелость российских брендов и системы продвижения в сравнении с розничным luxury-сектором;
  • Отсутствие чёткой структуры и корпоративной системы внутри существующих марок;
  • Малые объёмы собственного производства и продаж;
  • Российские дизайнеры de facto являются и директорами своих брендов, что сильно тормозит развитие их компаний из-за низкой бизнес-грамотности;
  • Большинство марок получают поддержку из венчурных капиталов. Очень часто вложения не возвращаются, что никак не стимулирует развитие предприятия;
  • Недоразвитая инфраструктура и слабые производственные мощности существующих текстильных предприятий; устаревшее оборудование и технологии;
  • Непомерно высокие затраты на логистику;
  • Дефицит, особенно за пределами Москвы и Петербурга, профессиональных управленческих кадров;
  • Отсутствие профессиональных независимых СМИ;
  • Высокие арендные ставки для промышленных и торговых зон;
  • Слаборазвитый розничный сектор;
  • Отсутствие культуры дизайна класса hi-tech и hi-end практически во всех областях.

Если верить отчету Russian Trends Watch, российская мода из-за рубежа кажется невероятно перспективной отраслью с внушительным коммерческим потенциалом, хотя на сегодняшний день является недоразвитой абсолютно во всех отношениях.

«Практически во всех странах мира высок процент русскоговорящего населения, которое может стать основным потребителем продукции российских брендов, - говорится в исследовании. – Этот факт поддерживает высокий интерес американских и европейских байеров к продукции российской текстильной и модной промышленности».

fashion-бизнес, ретейл, Россия

Однако дальше интереса дело практически не двигается и бутиков наших дизайнеров в Европе и США больше не становится. В чем же дело? По результатам опроса байеров, было выявлено три ключевых фактора:
  • Нехватка марок. В нашей стране нет ни одного дизайнера или бренда, который был бы узнаваем за её пределами и пользовался авторитетом в профессиональных кругах;
  • Слабые производственные мощности и нестабильность качества партий товара. Кроме того, средняя норма прибыли в России составляет 29% от себестоимости, против 12% в США;
  • Низкое качество репрезентативных материалов. Большую роль играют языковые и кросс-культурные проблемы. Редакторам зарубежных глянцев и байерам очень трудно общаться с дизайнерами, которые находятся в России. Кроме того, многие из опрошенных бизнесменов сказали, что им проще не иметь дел с российскими компаниями, чем месяцами ждать отгрузки товара.

Нельзя забывать и то, что почти все отечественные бренды ориентированы на внутренний рынок. По сведениям RTW, 80 процентов производящейся в стране модной одежды шьется в Китае, Турции или Италии, потому как производство внутри России в несколько раз дороже. При этом 60% всей продукции реализуется в Москве, 18 – в Санкт-Петербурге, остальное – по отдельным городам и регионам. Это означает, что ключевые потребители живут в двух столицах, но исключает более 80% населения России из целевой аудитории, что с другой стороны дает хорошие возможности для развития локальных, региональных брендов.

fashion-бизнес, ретейл, Россия

Немалую роль в трудном положении российской fashion-индустрии играет и пресловутый принцип «нет пророка в своем Отечестве»: наш покупатель ориентирован на западные бренды. Это подтверждают и сведения центра Юрия Левады: 79% россиян в возрасте от 16 до 45 лет в своем гардеробе имеют как минимум две вещи западных брендов (не mass-market), и лишь 8 процентов сознательно покупают одежду от русских дизайнеров.

Основные причины такого положения просты: слабый авторитет наших кутюрье на родине, высокие цены (во многом из-за малых тиражей коллекций), ограниченное распределение по городам страны. Для сравнения: в Бразилии, Индии и Китае – развивающихся, как и Россия, странах, 80% покупок одежды приходится на свои бренды.

Открыто постулируя недееспособность российских компаний грамотно и быстро освоить собственные рынки, аналитики центра RTW в течение 2010-2012 гг прогнозируют приход европейских и американских управляющих компаний, которые начнут скупать наиболее успешные российские марки, такие как Denis Simachev, Gosha Rubchinsky, Terexov и другие.

TOP-10 русских дизайнеров за рубежом по версии Russian Trends Watch:
  1. Денис Симачев;
  2. Валентин Юдашкин;
  3. Вячеслав Зайцев;
  4. Александр Терехов;
  5. Хелен Ярмак;
  6. Гоша Рубчинский;
  7. Сергей Теплов;
  8. Васса;
  9. Елена Шумило & Ольга Елагина;
  10. Алена Ахмадуллина.

Выберите параметры рассылки

Пожалуйста, уточните желаемый вариант получения рассылки: