Недоразвитая мода
Нью-Йоркская консалтинговая компания RTW назвала главные проблемы российской fashion-индустрии.
24 Март
-
Все выводы, если верить пресс-релизу, построены на анализе экспертного опроса американских байеров с одной стороны и представителей российской fashion-индустрии от дизайнеров и бренд-менеджеров, до стилистов, редакторов глянцевых изданий, независимых блоггеров и розничных продавцов с другой.
«Россия – один из ведущих мировых потребителей предметов роскоши. Даже в период глобального спада спрос на luxury-товары продолжает расти. Наше исследование показывает основные проблемы и перспективы российской индустрии моды. В ближайшем будущем можно ожидать продолжения роста потребления, потому как Россия остается одной из самых богатых мировых держав. Что касается собственных брендов, то внутри модной промышленности произойдут кардинальные перемены, связанные с переходом к профессиональному менеджменту и ориентацией на экспорт. Не исключены громкие слияния и поглощения», - сказано во введении к отчету.
Говоря о текущем состоянии отечественной индустрии моды, американские эксперты отмечают следующие факторы:
- Общую незрелость российских брендов и системы продвижения в сравнении с розничным luxury-сектором;
- Отсутствие чёткой структуры и корпоративной системы внутри существующих марок;
- Малые объёмы собственного производства и продаж;
- Российские дизайнеры de facto являются и директорами своих брендов, что сильно тормозит развитие их компаний из-за низкой бизнес-грамотности;
- Большинство марок получают поддержку из венчурных капиталов. Очень часто вложения не возвращаются, что никак не стимулирует развитие предприятия;
- Недоразвитая инфраструктура и слабые производственные мощности существующих текстильных предприятий; устаревшее оборудование и технологии;
- Непомерно высокие затраты на логистику;
- Дефицит, особенно за пределами Москвы и Петербурга, профессиональных управленческих кадров;
- Отсутствие профессиональных независимых СМИ;
- Высокие арендные ставки для промышленных и торговых зон;
- Слаборазвитый розничный сектор;
- Отсутствие культуры дизайна класса hi-tech и hi-end практически во всех областях.
Если верить отчету Russian Trends Watch, российская мода из-за рубежа кажется невероятно перспективной отраслью с внушительным коммерческим потенциалом, хотя на сегодняшний день является недоразвитой абсолютно во всех отношениях.
«Практически во всех странах мира высок процент русскоговорящего населения, которое может стать основным потребителем продукции российских брендов, - говорится в исследовании. – Этот факт поддерживает высокий интерес американских и европейских байеров к продукции российской текстильной и модной промышленности».
Однако дальше интереса дело практически не двигается и бутиков наших дизайнеров в Европе и США больше не становится. В чем же дело? По результатам опроса байеров, было выявлено три ключевых фактора:
- Нехватка марок. В нашей стране нет ни одного дизайнера или бренда, который был бы узнаваем за её пределами и пользовался авторитетом в профессиональных кругах;
- Слабые производственные мощности и нестабильность качества партий товара. Кроме того, средняя норма прибыли в России составляет 29% от себестоимости, против 12% в США;
- Низкое качество репрезентативных материалов. Большую роль играют языковые и кросс-культурные проблемы. Редакторам зарубежных глянцев и байерам очень трудно общаться с дизайнерами, которые находятся в России. Кроме того, многие из опрошенных бизнесменов сказали, что им проще не иметь дел с российскими компаниями, чем месяцами ждать отгрузки товара.
Нельзя забывать и то, что почти все отечественные бренды ориентированы на внутренний рынок. По сведениям RTW, 80 процентов производящейся в стране модной одежды шьется в Китае, Турции или Италии, потому как производство внутри России в несколько раз дороже. При этом 60% всей продукции реализуется в Москве, 18 – в Санкт-Петербурге, остальное – по отдельным городам и регионам. Это означает, что ключевые потребители живут в двух столицах, но исключает более 80% населения России из целевой аудитории, что с другой стороны дает хорошие возможности для развития локальных, региональных брендов.
Немалую роль в трудном положении российской fashion-индустрии играет и пресловутый принцип «нет пророка в своем Отечестве»: наш покупатель ориентирован на западные бренды. Это подтверждают и сведения центра Юрия Левады: 79% россиян в возрасте от 16 до 45 лет в своем гардеробе имеют как минимум две вещи западных брендов (не mass-market), и лишь 8 процентов сознательно покупают одежду от русских дизайнеров.
Основные причины такого положения просты: слабый авторитет наших кутюрье на родине, высокие цены (во многом из-за малых тиражей коллекций), ограниченное распределение по городам страны. Для сравнения: в Бразилии, Индии и Китае – развивающихся, как и Россия, странах, 80% покупок одежды приходится на свои бренды.
Открыто постулируя недееспособность российских компаний грамотно и быстро освоить собственные рынки, аналитики центра RTW в течение 2010-2012 гг прогнозируют приход европейских и американских управляющих компаний, которые начнут скупать наиболее успешные российские марки, такие как Denis Simachev, Gosha Rubchinsky, Terexov и другие.
TOP-10 русских дизайнеров за рубежом по версии Russian Trends Watch:
- Денис Симачев;
- Валентин Юдашкин;
- Вячеслав Зайцев;
- Александр Терехов;
- Хелен Ярмак;
- Гоша Рубчинский;
- Сергей Теплов;
- Васса;
- Елена Шумило & Ольга Елагина;
- Алена Ахмадуллина.