Божий арт

Ватикан примет современное искусство в лоно церкви — Венецианская биеннале этого года впервые покажет павильон папского государства.

16 Май
-

2013 год стал годом перемен для Ватикана. В том числе и в области современного искусства. Изменения уже налицо: самое религиозное государство мира в этом году впервые примет участие в Венецианской биеннале современного искусства, 55-ой по счету.

Арсенал в Венеции

Отношения Ватикана и Венецианской биеннале до недавнего времени вернее всего было бы назвать напряженными. Сложности начались уже на первой выставки 1895 года: тогда глава венецианской церкви попросил мэра убрать из экспозиции картину Джакомо Гроссо «Верховное собрание». На ней был изображен гроб, окруженный обнаженными женщинами, что было признано священниками скандальным и оскорбительным для публики. Мэр отказал в просьбе, а картина получил приз биеннале, тем самым показав недальновидность церкви в вопросах современного искусства.

Джакомо Гроссо "Верховное собрание"

За прошедшие с тех пор 100 с лишним лет отношения биеннале и Ватикана не улучшились, а скорее ухудшились. Да и антиклерикальных и воинственно атеистических произведений стало на порядок больше. В 1990 году отцы церкви официально выразили недовольство выставкой группы американских художников Gran Fury, выставившими на биеннале фото Иоанна Павла II рядом с изображением члена. Произведение искусства сопровождалось текстом, осуждающим позицию католической церкви по отношению к профилактике и лечению СПИДа. Ту же реакцию вызвала в 2001 году скульптура итальянца Маурицио Каттелан «Девятый час» — статуя Иоанна Павла II, придавленного метеоритом.

Инсталляция "Девятый час" Маурицио Каттелана

К 2010-м в Ватикане осознали, что бороться с нападками проще на территории противника — то есть, из собственного павильона на той же венецианской биеннале. Главным инициатором его создания выступил кардинал Джанфранко Равази, председатель папского совета по культуре. Он не раз выражал в публичных заявлениях сожаление, что Святой Престол порвал почти все связи, связывающие его с современным искусством. Еще хуже, что при этом художники продолжает обращаться к религиозным образам, представляя их в уничижительной форме. «Для нас это (появление на Венецианской биеннале) — драгоценная возможность, семя надежды на то, что церковь будет делать больше заказов качественным современным художникам», — говорит Равази.

Тано Феста. Цикл картин на тему Сикстинской капеллы

Наладить связи с миром современного искусства Ватикан планирует с павильона Венецианской биеннале, для которого государство заказало 3 художникам работы на тему Книги Бытия. Изображать создание мира, человека и грехопадение предполагается средствами современного искусства: видео-артом, фотографией и интерактивными инсталляциями.

Пример инсталляции Studio Azzuro

Тема Создания досталась миланской группе медиа-художников Studio Azzurro, которые раскроют ее в формате интерактивного видео-арта, среди героев которого будут заключенные женской тюрьмы и глухонемые.

Фото Йозефа Куделка

Чешский фотограф Йозеф Куделка, известный своими репортажными фото, выставит на биеннале 18 черно-белых фото на тему Грехопадения.

Инсталляция Лоуренса Кэрролла

Спасение, заключительная тема Генезиса, достанется австралийскому художнику Лоуренсу Кэрроллу, делающему инсталляции из мусора. Он представит 4 произведения, одно из которых будет включать самопроизвольно замерзающий компонент.

Инсталляция Лоуренса Кэрролла

Видео-арт, фотография и инсталляции — чтобы убедительнее продемонстрировать свою близочть к современным тенденциям Ватикану не хватает только женщины-художника. К следующей выставке они планируют это исправить.

Появление павильона папского государства в венецианской лагуне означает, что Ватикан наконец решил вернуть себе заметное положение в мире искусства. Веками католическая церковь была двигателем художественного прогресса: именно отцы церкви заказали большинство шедевров, сейчас украшающих соборы, музеи и частные коллекции. Недаром музеи Ватикана являются одними из самых богатых в мире. И если в 20 веке роль церки как мецената и любителя искусств была почти забыта, то в 21 веке они планируют это исправить.

Посмотреть на выставку можно будет с 1 июня по 24 ноября в павильоне Ватикана в венецианском Арсенале.