Властный вид
Строгость стиля от диктаторов двадцатого века
Что значит власть и что она делает с людьми? Каким бы способом она не доставалась, она оставляет свой отпечаток на характере, поведении и внешнем виде. Образ типичного диктатора уже стал комическим, но тем не менее вызывающим трепет. Trendymen решил составить рейтинг диктаторов двадцатого века, верных собственному чувству стиля.
Исмаил Энвер, также известный как Энвер-Паша
Османский военный политический деятель, идеолог пантюркизма, поэт и художник.
Выходец из простой семьи, Исмаил Энвер посвятил жизнь военной службе и так бы и оставался порядочным военным, если бы не обстоятельства. В июне 1908 года среди офицеров османской армии распространилось известие о подписании в Ревеле соглашения между Николаем II и английским королем Эдуардом VII о реформах в Македонии. Оно вызвало эффект разорвавшейся бомбы, так как офицеры в Македонии рассматривали его как предлог к разделу Османской империи. 3 июля в македонском городе Ресен произошло восстание под руководством майора Ахмеда Ниязи-бея. 6 июля восстание поднял Энвер. В течение нескольких дней отряд Энвера вырос до нескольких тысяч человек. Всего через четыре дня, Энвер провозгласил восстановление конституции в Османской империи. После этого началось братание мусульман с христианами. Энергичные действия и успех Энвера сделали его необычайно популярным. Он стал Героем свободы, его даже сравнивали с Наполеном. Революционная эйфория и внезапно свалившаяся известность породили в Энвере веру в свою особую судьбу и божественное предназначение. Разумеется, это не могло не отразиться на внешнем виде нового правителя. На фотографиях тех времен заметен особый шик, присущий Энвер-Паше. Лихие кавалеристские усы и неизменный мундир с каракулевым воротником — перманентный образ героя прослеживался в облике паши вплоть до самой смерти.
Антониу ди Оливейра Салазар
Португальский государственный и политический деятель, председатель Совета министров, диктатор Португалии, профессор Коимбрского университета. В 1940 г. журнал Life назвал Салазара «величайшим португальцем со времён Генриха Мореплавателя».
Большинство историков характеризуют его правление как диктатуру, многие также как фашистский режим. В 1933 году он ввёл в Португалии новую конституцию, которая давала ему практически неограниченные права, устанавливая правый авторитарный режим в стране.
Салазар ввёл концепцию «Нового государства» («Estado Novo»), основанную на доктрине корпоративизма. Целью своей диктатуры он объявил стабилизацию. У Салазара была своя секретная полиция, преследовавшая диссидентов, среди которых были как коммунисты, так и фашисты. При этом в Португалии, в отличие от большинства современных ей государств с диктаторскими режимами, отсутствовала смертная казнь.
Салазар был настоящим сыном своего времени. Образованный, расчетливый и симпатичный Салазар легко входил в доверие. Салазар одевался как подобало его статусу — костюм тройка, безупречная прическа и располагающая улыбка. Его называли «диктатором-клерком», за типичную внешность обитателя биржи. Впрочем, его экономическая политика как нельзя лучше соответствовала его внешнему виду.
Франсиско Франко
Испанский военный и государственный деятель, диктатор Испанского государства в 1939—1975 годах. Носитель титула «Каудильо», что в переводе с испанского означает «вождь», или «предводитель».
Во время беседы между Франко и новым послом США в Испании Карлтоном Хейсом последний спросил, может ли Франко спокойно относиться к такой перспективе, как господство на всем континенте нацистской Германии с её фанатическим расизмом и антихристианским язычеством. Франко ответил, что это не совсем приятная перспектива для него самого и для Испании, но он надеется, что Германия сможет пойти на какие-то уступки западным державам и установить какого-либо вида «баланс сил» в Европе. Франко настаивал, что опасность для Европы и Испании исходит не столько от нацистской Германии, сколько от русского коммунизма. Испания не столько желает победы оси, сколько поражения России.
Такие неопределенные взгляды не пошли на пользу репутации Франко в истории, и он остался в памяти как кровавый диктатор. Как бы то ни было, генерал Франко всегда отличался безупречным внешним видом и был не чужд имперской роскоши.
Аугусто Пиночет
Аугусто Пиночет родился в одном из крупнейших портовых городов Чили — Вальпараисо, в большой семье. Аугусто, выходцу из «низов», путь наверх могла открыть лишь служба в армии, с которой он и связал свою судьбу, поступив в пехотное училище. С тех пор Пиночет — эталонный военный, прошедший путь от рядового солдата до верховного главнокомандующего. Милитари-стиль Пиночета стал иконой стиля для диктаторов по всему миру — роскошный мундир с планками и орденами, аксельбанты и кепка с высокой тульей.
Энвер Халил Ходжа
Албанский политический деятель, фактический руководитель Народной Социалистической Республики Албании в 1944—1985 годах.
Жизнь Энвера де Ходжа до прихода к власти больше напоминала приключенческий роман —нелегальное положение, запрет на работу в Албании, аресты. Всё придавало Ходже образ борца за народное дело и приносило ему известность в среде албанской оппозиции. В апреле 1938 года он впервые встретился со Сталиным и Молотовым. Эта встреча явилась важнейшим событием в жизни, способствовала идейной убеждённости Ходжи, пообещавшего своим собеседникам сплотить албанских коммунистов в единую большевистскую партию. Это обещание он впоследствии сдержал. Пламенный радикализм Ходжа нашел отражение и в его стиле. Строгий мундир как у Сталина в молодости, и кофейная тройка в зрелом возрасте — стиль де Ходжа не вызывает никаких эмоций. Как и должно быть у настоящего диктатора.
Омар аль-Башир
Суданский военный и государственный деятель, председатель Совета командования революции национального спасения, министр обороны (1989-1993) и президент Судана с 1993 года.
Президент Судана Омар аль-Шариф будто пересмотрел комедий про диктаторов и, заодно, боевиков из восьмидесятых. Гардероб правителя отличается особым шиком. Зеленые мундиры богато отделаны золотом и декоративными элементами, а размер кепки верховного главнокомандующего стремится к бесконечности.
Современные главы государств мундирам и фескам предпочитают строгие костюмы нейтральных расцветок. Эпоха стильных диктаторов закончилась и осталась жить лишь в культурном коде.