Первый цвет

Заря цветной фотографии в России.

9 сентября
-

Цветная фотография — документ эпохи, который обладает огромной выразительностью. Особенно это важно, когда речь идет о фотографиях, запечатлевших ушедшую эпоху.  Ранние эксперименты с цветной фотографией начались еще в царской России. Ручная колеровка и особая техника съемки позволяли фотохудожникам фиксировать моменты с удивительным качеством. Именно тогда появляются знаменитые снимки авторства Сергея Прокудина-Горского, которые считаются уникальным памятником эпохи. Но технологии для печати были в основном привезены из-за границы: фотопластинки «автохром» производились на единственном заводе во Франции и стоили очень дорого. 

После революции торговые связи с Европой были разрушены и в цветной фотохронике молодого СССР наступет большой пробел. Именно поэтому хроника тех лет сегодня предстает перед нами исключительно в монохромных тонах. Лишь в конце 1920-х годов возобновляются эксперименты с цветом и то, лишь для правительственных съемок. Фиксировать революционный красный цвет на пленку вплоть до 1970-х годов остается дорогостоящей забавой, но все меняется, когда отечественная фотоиндустрия налаживает собственное производство цветной пленки. Именно поэтому цветные снимки первой половины двадцатого века в царской России и СССР — экспонаты почти музейной редкости.

Елена Мрозовская, «Портрет девочки в Малороссии»,Санкт-Петербург,1900, Желатин, серебряная печать, живопись, Собрание Московского Дома фотографии.

Петр Иванов, «Первый год военной службы», Санкт-Петербург, 1911, Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.

Петр Веденисов, «Коля Козаков и собака Цыган», Ялта, 1910-1911, Собрание Московского Дома фотографии.

Петр Веденисов, «Вера Козакова в национальном костюме», 1914, Собрание Московского Дома фотографии.

Варвара Степанова, Фотоколлаж «Будь готов», 1932, с использованием фотографий А. Родченко.

Александр Родченко, Портрет Регины Лемберг, 1935, Сборник Мультимедиа Арт Музея, Москва.

Яков Халип, «Морские кадеты», конец 1940-х годов, цветная печать художника, на обратной стороне текст поздравления Александру Родченко, Сборник Московского дома фотографии.

Дмитрий Бальтерманц «Дождь», 1960, Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.

Иван Шагин, «Студентка», 1950 год, Сборник Мультимедиа Арт Музея, Москва.

Дмитрий Бальтерманц, «Похороны Сталина», Москва, 1953, Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Неизвестный автор, Сочи. Дендрарий, 1957, Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.

Дмитрий Бальтерманц, «Флаг», 1960, Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.

 Борис Михайлов, Портрет девочки. 1971-1985, Сборник Мультимедиа Арт Музея, Москва.

Доступность цветной пленки и ее массовое производство сделало мультихромную съемку доступной для фотографов-любителей и ознаменовало начало новой эры в фотографии. Но это уже совсем другая история. 

Выберите параметры рассылки

Пожалуйста, уточните желаемый вариант получения рассылки: