Мемостазы
Популярная физиология интернет-мемов.
В 1976 году британский эволюционный биолог Ричард Докинз определил термин «информационный вирус» как «единицу культурной передачи», который будет «буквально паразитировать» в мозге, превращая человека в средство распространения самого себя. Все это верно для нынешних интернет-мемов. Онлайн-шутки, возникнув на бескрайних просторах имиджбордов, коллективных блогов или социальных сетей, начинают самостоятельную жизнь, подчиняя себе миллионы пользователей интернета. Мы попытались проследить, как рождается вирусный мем и по какой схеме он развивается.
Мем — это информационный вирус, способный паразитировать и распространяться с огромной скоростью, используя мозг пользователя интернета.
Атсуки Сато — 51-летний учитель истории из Японии. Он большой любитель посидеть в интернете, ведет собственный блог и имеет несколько домашних животных — собаку по имени Кабосу и несколько кошек. Как и любой владелец такого количества питомцев, Атсуки регулярно постит фотографии своих любимцев на страничках в блогах и социальных сетях. Так продолжалось несколько лет, пока в 2013 японец не опубликовал фотграфию своей собаки, сидящей на диване со скрещенными лапами. Фотография мгновенно взорвала блогсферу, появившись на таких ресурсах, как 4chan, Reddit, и Tumblr, превратившись в один из самых популярных мемов в истории интернета. «Kawaii dog» стал известен по всему миру. Дополненный незатейливыми записями шрифтом «Comic Sans», мем докатился даже до России, в которой всегда хватало собственных мемов.
Когда хозяин Кабосу узнал о нездоровой популярности своего питомца, то был неприятно удивлен. Особенно, когда фотография его жизнерадостной собаки дополнялась откровенно демотивирующими надписями. Сато сперва расстроился, но потом сделал заявление в своем блоге, что его собака не имеет ничего общего с подписями, которые добавляют к ее фото другие пользователи. Так, фотография собаки, отпущенная на просторы интернета, стала жить своей жизнью. Тем не менее Сато получил немало выгоды от такой популярности. Рекламные агентства наперебой предлагали снять Кабосу в рекламе корма для собак и других продуктов. Собака появилась в паре роликов, добавив благосостояния владельцу и славы звездному питомцу.
Физиология мема
Отделяясь от своего первоначального значения, мемы растут и утверждают себя через людей и культуру. Они становятся своеобразным языком общения, превращаясь в сленг определенного среза интернет-сообщества. Причин для рождения и размножения мемов можно назвать множество, но можно назвать и одну главную — в большинстве случаев это просто забавно.
Профессор Венского университета лингвистики Николауус Ритта так объясняет сверхэффективный механизм распространения мемов: «Мем является языковой особенностью, даже не являясь словом или выражением. Он является своего рода маркером для группы единомышленников, позволяя различать друг друга в массе других людей. По этой причине мем, известный определенной группе людей, связывает их сильнее, чем наличие аккаунта на том или ином ресурсе или другие факторы».
Еще одна черта, характеризующая мем — оторванность от первоначального смысла. Так произошло к примеру с Grumpy Cat — фотографией кота, страдающего дефектом верхней губы, придающим его морде сердитое выражение. Первоначальный смысл фотографии затерялся в массах трактовок, создавая одновременно огромное количество смыслов, и в то же время, коллективный разум превратил кота в абсолютно нового персонажа, со своим характером.
На примере Grumpy Cat можно проследить, как мем может приносить коммерческий успех. Владелица кота, американка Табата Бундесен заработала на своем питомце сотни тысяч долларов, в то время как общий доход от рекламы с участием кота оценивается в несколько миллионов долларов.
Смерть мема
Когда мем умирает, это происходит совсем не так стремительно, как его рождение. Он начинает гнить изнутри и причина этому — его же популярность. Как только мем становится известен повальному большинству — начинается его смерть. Тут работает синдром уникального потребления, который приводит к тому, что никто не станет делиться тем, что известно каждому, даже соседу по офису. Начинается естественный процесс поиска нового индентификатора, дефицита в которых не возникает. Именно в этот момент, мем начинает стагнировать, обрастая бородой и превращаясь во вчерашнюю шутку. Очень сложно отследить, когда именно начинается этот процесс. Многие уверены, что смерть мема начинается одновременно с его расцветом и это сложно оспорить.
Особую роль в сроке жизни мема играет его вариативность. Чем больше толкований допускает исходная модель, тем больше он сможет продержаться на плаву. Так произошло с «фейсами», которые имеют большой уровень наглядности и перерасли из временных мемом, в разряд классики онлайн-юмора. «Forever alone», «trollface» стали универсальным языком общения, известны любому пользователю и не приобрели со временем негативных коннотаций.
Интересно, что коммерческий потенциал мема начинается ровно там, где заканчивается его актуальность в онлайне. Это зависит во многом от разности аудиторий онлайн и телевизионной рекламы.
Польза
Впрочем, мем — это не только вирус, паразитирующий в мозгах пользователей сети. Порой они могут приносить реальную пользу. К примеру, тотальное увлечение котиками и собачками — отличный инструмент для решения проблемы бездомных животных. Многие приюты для бесхозных животных, рекламируя себя, ориентируются прежде всего на активных пользователей социальных сетей. Мемы могут быть полезны и в социальной рекламе, своей максимальной доходчивостью, которая не может быть истолкована превратно или быть неправильно понятой.