Единороги в поисках радуги

Грустная и поучительная история животных, которые никогда не существовали

22 Февраль
-

В конце 2012 года северокорейское информационное агентство (оно всего одно в стране) сделало  странное, даже для Северной Кореи, заявление, о том, что государственные археологи обнаружили на севере страны логово единорога. По утверждениям корейцев, единорог был домашним животным древнего корейского короля Тонмена. Стойло единогора представляло собой вырезанное в скале прямоугольное углубление с кормушками в полу. По предварительным оценкам, сооружение относилось к периоду Королевства Коре (918-1392 гг нашей эры). Ничего удивительного в новости не было бы — археологи делают свое дело, находят древности и заявляют об этом. Главное «но» заключается в том, что единорогов никогда не существовало. По крайней мере, официальная наука не признает их существования и доказательств тому никогда не было найдено. Позднее журналистам The Guardian удалось выяснить, что это была тонкая сесерокорейская ирония и стойло единорога вполне могло служить и для обычных лошадей. Тем не менее сообщение стало показателем того, как прочно миф о единорогах проник в культурный код жителей как Азии, так и Европы. 

 

Взять на рога

Если копнуть вглубь мифа, то первым задокументированным упоминанием о единороге стала эпическая «Естественная история» римского натуралиста Плиния, написанная в 77 году нашей эры. Книга стала первой попыткой классификации всех живых существ, обитающих на планете. Плиний не стал утруждать себя проверкой фактов и включил в книгу не только тех животных, что видел своими глазами, но и тех, о которых ему рассказали. Так, единорог из устных пересказов попал на страницы серьезного научного издания.

Древние натуралисты выделяли десятки подвидов единорогов и даже различали их по форме рога. Единственное, что оставалось непонятным — существуют ли в среде единорогов гендерные различия. О самках единорогов традиционно было принято умалчивать.

Плиний называет родиной единорогов страну индусов и центральную Африку и так описывает диковинное животное: «Это жестокое и своенравное животное, которое не удается поймать живым. Единорог имеет тело лошади, голову оленя, ноги слона, хвост кабана и один черный рог длиной в метр посередине лба».

Еще до Плиния, греки, а вслед за ними и римляне, передавали миф о том, что тот, кто выпьет из рога единорога, больше не будет подвержен болезням. Такая медицинская слава привела к тому, что в знахарских книгах упоминания единорогов встречались постоянно.

Единорог не раз упоминается в Библии, по крайней мере в некоторых ее переводах. В греческий вариантах его называют «орикс». Точно так же сейчас зовут подвид антилоп, рога которых на протяжении долгих веков продавались как рога единорога. Вот, к примеру, цитата из библии, которая смущала не одно поколение христиан:

Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит [врага] .

Числа 24:8.

Восточное присутствие

В Древнем Китае единорог (цилинь) истолковывается как соединение двух понятий: «ци» представляет мужской аспект, ян, движущую силу, энергию творения; «линь» — женский принцип, инь. Таким образом, цилинь представляет собой творческий импульс и его бесконечную экспансию, а также единство противоположностей мужского и женского. Единорог показывается людям только в исключительных случаях. Он считается вестником счастья, его появление символизирует приход к власти хорошего правителя или рождение истинного мудреца. Появлением цилиня отмечены рождение и смерть Конфуция.

 Китайские граждане фотографируются на фоне скульптуры цилиня — существа, которое иногда имело один рог и обладало магическими свойствами.

В 7-ом веке нашей эры, ученый Исидор Севильский вмешался в ситуацию, отметив, что единорог «очень сильный и пронзает все, что он атакует. Он борется со слонами и убивает их ранив их в живот». Неизвестно, откуда он взял эти сведения, но вброс об агрессивности животного заставил многих крепко задуматься. Вдобавок к сообщению о беспримерной злости единорога, ученый рассказал о его симпатии к девственницам. Присутствие неиспорченной девушки способно утихомирить единорога и только тогда он может подпустить к себе охотников.

 

Имплантация рога

Все эти выпады от ученых мужей воспринимались жителями европейского средневековья абсолютно серьезно, что прочно закрепило образ единорога в культуре. Повальные эпидемии и болезни начала второго тысячелетия нашей эры сыграли на руку популяризации образа. Все знали, что рог единорога лечит от любой болезни, но вот где его взять не имели понятия. Бесчестные знахари и прочие лихие люди быстро наладили торговлю волшебным рогом, который пользовался бешеной популярностью среди платежеспособной знати. Толченые рога продавались за баснословные суммы. Порошком из рогов оленей, нарвалов и сотен других животных лечили все — от простуды до отравления ядами.

Девушка на картине — стопроцентная девственница. Что-что, а целомудрие девиц единороги умели определять мастерки.



На пользу истерии вокруг единорогов пошли и сообщения от путешественников, которым удавалось своими глазами увидеть африканских носорогов или других диковинных животных. За единорогов почитали сотни животных. Исторический факт — в 15 веке китайский император Кирин купил себе настоящего жирафа. Когда выяснилось, что рога у него крохотные и в количестве пары штук, жирафа отправили на покой в дворцовый зоопарк.

Сколько было убито или поймано однорогих антилоп или других копытных, по какой-либо причине потерявших рог — невозможно подсчитать.  

Наглядный пример того, как может выглядеть животное, если его рисует художник, никогда воочию его не наблюдавший.

Единороги сегодня

Хотя сегодня уже никто не надеется встретить единорога в лесу, да и с девственницами дела обстоят похуже, образ однорогой лошадки популярен как никогда. Единорог верхом на радуге — массовый образ в мультипликации и индустрии игрушек. От средневековой свирепости не осталось и следа, кроме явной склонности к принцессам в розовом. Архетип перевоплотился в современной культуре в весьма видоизмененном виде, что в очередной раз доказывает, что ничто не уходит в небытие, а лишь меняет очертания.