Гид по Formula 1: руководство начинающего болельщика

Николай Кириллов,
19 марта
-

Иногда проще сказать себе, что тебе не нравится какой-то вид спорта, чем признаться, что ты просто не разбираешься в его правилах. Королевские автогонки, пожалуй, самый яркий пример. Многим хватает банального представления о том, что болиды ездят по кругу, иногда заезжают на пит-стоп и тот, кто первый тот и победил, чтобы нескучно скоротать время перед телевизором в ожидании столкновений. 

Истинное же наслаждение от гонок «Формула-1» получают лишь профессиональные болельщики, которые поименно знают всех пилотов, не говоря о регламенте и правилах заездов. Мы не гарантируем, что любовь к этому спорту проснется в вас сразу же после прочтения нашего гида по Formula 1, но попытаться точно стоит.

 

Трехдневные выходные

Видимо, чтобы собрать максимальную зрительскую аудиторию, все гоночные заезды происходят в конце рабочей недели. Так, в пятницу обычно команды и пилоты проводят две тренировки на треке, что дает им возможность дополнительно изучить и «нащупать» его, а также настроить свои болиды.

Проводится один свободный заезд и в субботу, а сразу после него — квалификация, в 3 сессии определяющая порядок на старте в день гонки. Первая 18-минутная отсеивает 5 болидов с самыми низкими результатами, автоматически присуждая им места с 16 по 20-ое. Аналогично распределяются места с 11 по 15 во время второй 15-минутной сессии. Последняя 12-минутная определяет тех, кто будет стоять в первой 10-ке.

Традиционно воскресенье становится днем гонок. Команды выстраивают свои болиды в порядке, определенном квалификацией, чтобы через каких-то 60 кругов узнать, кто первым увидит клетчатый флаг. При этом первая десятка стартует на той резине, которая была во время последнего квалификационного заезда, если только не изменились погодные условия или резина не пришла в негодность.

 

Пилот и болид

На протяжении десятков лет болиды «Формулы-1» стремились к тем формам, которые мы видим сейчас, а пилоты балансировали между откровенным неудобством и максимальной эргономикой своего места. Заход в поворот на трехзначных скоростях, использование активной системы аэродинамики на определенных участках трассы, анализ собственных показателей и принятие мгновенных решений — все это пилотам F1 и их командам стоит огромных сил и нервов. Добавьте сюда стоимость машины, риск и цену репутации, чтобы примерно себе представить уровень профессионализма.

К концу заездов температура в кабине поднимается до 50 градусов Цельсия, частота сердцебиения водителя увеличивается до 150 ударов в минуту, пилот сжигает до 1500 калорий, а в штабе команды, возможно, седеют через одного. Все еще думаете, что этот спорт — для всех и каждого?

 

Команды, пилоты и их номера

В нынешнем чемпионате, чей первый этап стартовал на прошлой неделе в Мельбурне, участвуют 10 команд с двумя пилотами и машинами в каждой. Вот их список с указанием номера:

Ferrari. Себастьян Феттель (5), Кими Райкконен (7)
McLaren. Фернандо Алонсо (14) Дженсон Баттон (22)
Mercedes-AMG. Льюис Хэмилтон (44), Нико Росберг (6)
Red Bull. Даниэль Риккардо (3) Даниил Квят (26)
Williams. Валттери Боттас (77), Фелипе Масса (19)
Lotos. Ромен Грожан (8), Пастор Мальдонадо (13)
Force India. Нико Хюлкенберг (27), Серхио Перес (11)
Sauber. Маркус Эрикссон (9), Фелипе Наср (12)
Toro Rosso. Макс Верстаппен (33), Карлос Сайнс-младший (55)
Manor F1. Роберто Мерхи (98), Уилл Стивенс (28)

 

Гоночные трассы, классика

Трасса Гран-при в Монако считается объективно самым захватывающим гоночным треком, прошедшим весь путь с самых первых заездов «Формула-1».

Путь по узким улицам города таит в себе множество опасных участков и малейшее нарушение концентрации чревато столкновением с барьерами.

Бельгийская Спа-Франкоршам ничем не уступает жемчужине Монако, а по величине развиваемых скоростей даже превосходит ее. Здесь есть участки, которые болиды проходят на скоростях свыше 320 километров в час, прерываемые 7-километровым отрезком, сплошь состоящим из поворотов.

Недаром итальянская трасса Монца называется «Храмом скорости», ведь именно здесь меньше всего извилистых участков. Гонки на этом треке — всегда ответственное мероприятие для команды Ferrari, так как все местные болеют именно за своих.

 

Новые трассы

Трасса Red Bull Ring в Австрии была выкуплена одноименной командой и приведена в должный вид накануне гонок 2014 года. Классическая компоновка не разочаровала организаторов и тем более зрителей, которым, конечно, импонируют возросшие скорости и неожиданные развязки в напряженной борьбе за лидерство.

Трасса в техасском городе Остин — это настоящие «американские горки», вобравшие в себя лучшее от классических гоночных треков и приправленные национальной тягой к эффектным решениям.

Yas Marina Circuit в Абу-Даби удостоилась звания «Монако Ближнего Востока», что должно быть обидно для трассы Нового Света. Именно там пройдет финальный раунд этого чемпионата.

 

Когда смотреть?

На этот год календарь заездов выглядит так (дата-страна-трасса):

15 марта - Австралия - Мельбурн
29 марта - Малайзия - Селанг
12 апреля - Китай - Шанхай
19 апреля - Бахрейн - Сахир
10 мая - Испания - Барселона
24 мая - Монако - Монте-Карло
7 июня - Канада - Монреаль
21 июня - Австрия - Шпильберг
5 июля - Великобритания - Сильверстоун
19 июля - Германия - Нюрнбургринг
26 июля - Венгрия - Будапешт
23 августа - Бельгия - Спа
6 сентября - Италия - Монца
20 сентября - Сингапур - Сингапур
27 сентября - Япония - Сузука
11 октября - Россия - Сочи
25 октября - США - Остин
1 ноября - Мексика - Мехико
15 ноября - Бразилия - Сан-Паулу
29 ноября - Абу-Даби - Яс-Марина

Выберите параметры рассылки

Пожалуйста, уточните желаемый вариант получения рассылки: