Подглядывание как искусство: живописные традиции вуайеризма

30 Январь
-

Вуайеризм — не просто девиация, но еще и таинственный мир погружения в наблюдение за ничего не подозревающей девушкой, занятой повседневными делами вроде принятия ванны, утреннего умывания или переодевания. Они не знают о посторонних глазах и в этом и состоит великое таинство подглядывания. Эту тонкую материю почувствовали художники еще несколько веков назад и воплотили образы во множестве своих произведений.

Грань между эротикой и искусством очень тонка и размыта, особенно когда речь заходит об именитых художниках, таких как Моне, Тулуз Лотрек, Пикассо, Боннард и Моризо. Исследовать вопрос во всем объеме решили в музее Моне в Париже, где открылась постоянная экспозиция под названием «La Toilette, Naissance de l’Intime».

Пьер Боннар, «Обнаженная в ванне».

Экспозиция стала одним из самых ожидаемых культурных событий сезона. Ретроспективное путешествие в мир женских ритуалов, запечатленных кистью художников от эпохи Реннесанса до наших дней. Изменение гигиенических привычек и их эстетики — тут главная тема. Экспозиция включает в себя более сотни картин, фотографий, скульптур. Среди набора экспонатов — голландские гобелены 15-го века, полотна Моне, Дега, Пьера Боннара и Беттины Реймс.

Отдельная тема в живописи — изображение женщин во время помывки. Очень и очень многие художники обращались к этой теме, как к особенно интимному и эстетическому действу.

«В этих работах, отражающих повседневную практику, которая может показаться обыденной, общественность обнаружит удовольствия и сюрпризы с такой глубиной, которую мало кто ожидал», — пишет музей. Это истинно еще и потому, что многие из работ никогда не экспонировались прежде, так как находились в частных коллекциях.

Юджин Ломонт, «Молодая женщина и ее туалет».



Среди наиболее примечательных работ выставки организаторы назвали впечатляющую серию гравюр Альбрехта Дюрера, картины Франческо Приматичче, выдающуюся серию Femme à-ла-Puce от Жоржа де ла Тур и уникальную коллекцию Франсуа Буше, который особенно глубоко исследовал жизнь и деятельность женщин в туалетных комнатах.

Владислав Слевинский, «Этюд».

Особое место в живописи прошлого занимает будуар — особенное место, в котором женщина царствует целиком и полностью. Портрет женщины в будуаре — традиционный мотив множества художников.

Эдгар Дэга, «После купания».

До 17 века ванной комнаты, в том виде в которой мы ее знаем, не существовало. Женщины часто выполняли свои туалетные ритуалы в общих пространствах. Только с 18-го века начался процесс табуизации личной жизни женщины. И именно во вторжении в частную жизнь заключается особый интерес к таким работам художников.