Что будет после христианства: внутри церкви харизматов

16 Февраль
-

Ничто не стоит на месте и не остается неизменным, даже такое, казалось бы, древнее явление, как религия. Христианство, давным-давно разделившееся на католицизм и православие, а чуть позже претерпевшее Реформацию с отпочкованием протестантизма, в наши дни снова выдает что-то новое: харизматическое пятидесятничество. По оценке Американского центра изучения всемирного христианства, в 2010 году из 2.3 млрд христиан четверть были харизматами. К 2025 году ожидается повышение этого числа до 800 миллионов человек.

  • Туда-сюда

    Нигерийский евангелист из Лагоса Теджу Хассан проделал долгий путь, как и большинство его собратьев-проповедников. Из жаркой Африки он явился на север Ирландии, чтобы проповедовать христианство: «Благую Весть в Африку принесли миссионеры из Англии и Ирландии. Белые сделали и много нехорошего, но мы благодарны за веру, которую они нам дали. Пришла пора возвращать этот дар обратно».

  • Радость, успех, процветание

    Таких, как проповедник Хассан и его паства, называют харизматами. Это движение зародилось в Америке в 60-х годах XX века, когда стали формироваться отдельные группы верующих со своим особым языком и явным акцентом на теме финансового успеха. Религия радости и процветания пришлась по вкусу многим, на что есть веские причины.

  • Универсальность и простота

    Типичное харизматическое служение представляет собой долгое экстатическое поклонение с пением гимнов и короткую проповедь на злободневные темы. Простота языка делает проповедь доступной пониманию каждого, а спектр тем отличается широтой и разнообразием. От подростка до старика, от бедного до богатого, такие проповеди увлекут каждого и подведут к простому ответу на сложные вопросы.

  • Долгожданное избавление от печалей

    Харизматическое прославление активно и радостно, оно заставляет человека забыться и раствориться в громких звуках музыки. Печали здесь не место.  Изгнание бесов – буквальное или образное – заставляет человека уверовать в собственные силы и чистоту, благодаря чему решаются личные и семейные проблемы.

  • Кто у руля   

    Лидеры харизматических движений гораздо ближе к своей пастве, чем высокообразованные католические или православные священнослужители. И они многочисленны. Исследование 2007 года установило, что в Бразильской Пятидесятнической церкви на одного верующего приходится в 18 раз больше священнослужителей, чем среди католиков. Причиной тому более низкие требования, предъявляемые к желающим проявить себя в области харизматического богослужения.

  • Политическая гибкость

    В политическом отношении харизматические церкви также не отличаются консерватизмом. Бразильская Универсальная Церковь Царства Божьего (UCKG) изначально поддерживала левоцентристскую Рабочую партию, но на выборах поддержала действующего президента. Украинский проповедник нигерийского происхождения Сандей Аделаджа активно участвовал в Оранжевой революции, но после агитировал за пророссийски настроенного Виктора Януковича. В Перу харизматов призывают довериться правым, а в Сальвадоре проповедники агитируют за левых.

  • Золотые урожаи

    В странах с развитым харизматическим движением лидеры этих церквей находятся под прицелом общественного внимания. Больше всего дискуссий вызывает их материальное положение. У харизматических прихожан жертвование денег без знания их дальнейшей судьбы считается добродетелью. В 2011 году журнал Forbes оценил имущество пяти известных нигерийских проповедников в $200 млн.