Античный арт с точки зрения медицины

17 Февраль
-

Наука и искусство не противоречат друг другу, а дополняют. К такому выводу склоняются энтузиасты-разработчики специальных искусствоведческих программ для студентов-медиков. Это не так странно, как кажется на первый взгляд. Потому что главным объектом внимания медицины и искусства был и остается человек. В залах музеев живописи и скульптуры будущие врачи узнают то, о чем не говорится в учебниках по медицине.   

  • Не только тело, но и душа

    Студентов-первокурсников приводят в анатомический театр и сразу же ставят в известность, что человек – это кости, к которым крепятся мышцы, обтянутые кожей. Этот прекрасно устроенный природой механизм работает так и этак, и в нем могут случаться такие-то поломки и расстройства. Но искусство намекает, что это не все. Есть еще нечто в составе человеческого существа, что не отмечено в анатомическом атласе.

  • Анатомия может быть прекрасна

    Голый человек выглядит по-разному на иллюстрации в медицинском учебнике и на картине художника. Хотя его строение не меняется, и он также имеет голову, две руки и две ноги. Живописцев и скульпторов вдохновляла красота человеческого тела, его хрупкость и сила, его неповторимость. 

  • Каждый человек – личность

    Рано или поздно врач начинает видеть в своих пациентах не людей, а очередной диагноз. Искусство убеждает относиться к каждому с равной долей уважения и сострадания. Увековеченные на полотнах и в мраморе люди жили давным-давно, но они так же чувствовали и страдали, как мы сейчас. И человек древности, и современный, и врач, и пациент равны перед лицом времени и все они – всего лишь человеческие существа.  

  • Остров покоя

    Если современная жизнь – это стресс, то жизнь студента-медика – это стресс в квадрате. Ежедневно на него обрушивается лавина новых знаний, задач и требований; от него ожидают высоких показателей и взаимодействия с другими. Тихий зал музея становится местом покоя и уединения. Здесь можно убедиться в том, что время – понятие обманчивое, и ничто не стоит того, чтобы беспокоиться.

  • Душа врача не из гранита

    Некоторые музеи проводят специальные мастер-классы для студентов-медиков. В одном предлагают взять по куску глины и вылепить фигуру, которая отображала бы внутренние ощущения студентов на данный момент. Многие были поражены результатами собственного творчества. Обнаружились тщательно скрываемые от самих себя чувства: страх, неуверенность, одиночество, растерянность, боязнь не справиться.

  • Наблюдательность и анализ

    Любуясь произведением искусства, человеческий глаз отмечает множество нюансов – цвет, линию, текстуру, форму. Каждый из них имеет свое значение, которое нужно уметь понять и объяснить. То же происходит и в работе врача. Он должен замечать малейшие, казалось бы, незначительные, детали в облике и поведении пациента и уметь объяснить их происхождение и взаимосвязь.

  • Потери неизбежны

    Искусство говорит о том же, о чем врач узнает во время первого ночного дежурства в травмпункте: потери неизбежны. Умирают не только старики и безнадежно больные. Умирают младенцы, умирают молодые, умирают талантливые и перспективные, умирают даже красивые. Это приводит в отчаяние и вызывает недоумение. Многовековые изображения призывают сохранять спокойствие и ни в чем себя не винить: так было всегда, люди умирали неожиданно и нелепо, и никто не мог сказать, за что и почему.

  • Капля радости в океане страдания

    Каждый врач живет в особом мире: мире боли и страдания. В глазах людей, которые переступают порог его кабинета или лежат на больничных койках, он видит отчаяние и страх. При такой жизни немудрено превратиться в циника и пессимиста. Искусство предоставляет лазейку из черного мира в мир ярких красок. Полотна и скульптуры великих мастеров убеждают, что помимо смерти и страдания, есть в жизни и радости, ради которых стоит бороться.