Как и откуда появился русский шансон

25 Март
-

Шансон — это по-французски «песня». Может быть, потому, что это слишком общее слово, и песня может быть очень разной, границы и четкую классификацию шансона никому ещё не удалось провести. Что может быть общего у Эдит Пиаф и Михаила Круга, или у Мирей Матье и Владимира Высоцкого? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться, как и откуда появился русский шансон.

>
  • Первые ласточки

    Предвестником шансона были одноголосные песни певцов труверов. Сохранились сведения о популярности творчества композитора и поэта Гильома де Машо, который жил в 14 веке. Такие исполнители обычно странствовали из города в город и пели на городских площадях и везде, где их попросят, за монету и просто так. Поклонникам таланта того или иного певца приходилось ждать десятилетия, чтобы вновь услышать любимую композицию. Или же отправиться вслед за артистом по городам и странам.

  • Хлеба и зрелищ

    В конце 19 века во Франции становятся чрезвычайно популярны кафе и кабаре. Здесь горожане отдыхают от тягот будничной жизни, встречаются и общаются с друзьями и возлюбленными. Вкусной еды и крепких вин недостаточно: народ требует не только хлеба, но и зрелищ. В прогрессивных заведениях в центре зала появляются крошечные сцены, и вскоре моду подхватывают все остальные. Теперь в кафе и кабаре можно насладиться созерцанием пикантных танцев, магических представлений, послушать стихи и песни. На сцене появляются шансонье, их песни запоминаются и начинают «ходить в народе».

  • Выход на эстраду

    Некоторые шансонье становятся настолько популярны, что люди приходят в заведения только ради того, чтобы послушать любимцев. Стихи песен разучиваются наизусть, молодежь, собираясь вместе, под гитарный аккомпанемент напевает любимые куплеты. Исполнители начинают давать отдельные концерты, взимая плату за вход. Так шансон прочно укореняется на французской эстраде.

  • Главное — стихи

    От прочей эстрадной музыки шансон отличал высокий уровень словесного наполнения. Как правило, рассказывалась целая история из жизни, с завязкой и логическим концом. В то время как другие песни легкого жанра могли состоять из нескольких многократно повторяющихся строчек, не несущих особой смысловой нагрузки. Творчество шансонье приравнивалось к настоящей поэзии и привлекало относительно искушенную публику.

  • Что у нас

    Начало XX века в России отличалось от начала XX века во Франции. Страна была разодрана в клочья войной и революцией. Беспорядок и произвол, смена власти и разгул насилия спровоцировали появление в городах огромного количества преступников и беспризорников. Их специфический язык оказывает влияние на язык «обычных» людей, а нехитрые рассказы о тяготах преступной и беспризорной жизни, положенные на примитивные мелодии, перекочевывают из подворотен и подвалов в комнаты обывателей.

  • Всеобщий интерес

    Песни о блатной жизни становятся популярны среди бухгалтеров и домохозяек. Они начинают звучать с небольших сцен процветающих в период НЭПа кафе и на открытых летних эстрадах в городских парках и скверах. Публику подкупает сентиментальность душещипательных историй о предательстве друга или любимой, несправедливо долгом заточении, ложных обвинениях и бессердечности и продажности тех, кого в современных терминах мы бы назвали «представителями системы».

  • Праздник окончен

    НЭП, с его изобилием и расцветом искусства, быстро заканчивается, кафе закрываются, летние эстрады используются для агитационных призывов и выступлений пионерских хоров. Те, кому ещё вчера разрешалось продавать, выступать, творить, рассуждать, либо выдворены из страны, либо исчезают в тюрьмах и лагерях. Отныне в искусстве царит соцреализм, все прочие жанры под строгим запретом. Блатная песня возвращается туда, откуда пришла: в тюремные камеры и вагоны.

  • Праздник окончен

    НЭП, с его изобилием и расцветом искусства, быстро заканчивается, кафе закрываются, летние эстрады используются для агитационных призывов и выступлений пионерских хоров. Те, кому ещё вчера разрешалось продавать, выступать, творить, рассуждать, либо выдворены из страны, либо исчезают в тюрьмах и лагерях. Отныне в искусстве царит соцреализм, все прочие жанры под строгим запретом. Блатная песня возвращается туда, откуда пришла: в тюремные камеры и вагоны.

  • Ностальгические стенания

    Бегущим из России обычно удавалось увезти с собой собственность лишь интеллектуальную, среди которой числился и русский шансон. Жанр сохраняет свою популярность и обрастает новой благодатной темой — потерей всего, что было. Не имея представления о советской действительности, эмигранты продолжают сочинять тоскливые песни о яблоневых садах и светлых вечерах. Главенствующей темой становится разделение жизни на «до» и «после», где второе, конечно же, во всем проигрывает первому.

  • Ветер перемен

    После смерти Сталина происходит «оттепель», зачинщики которой стремятся продемонстрировать собственное свободомыслие и непричастность ко всему, что было ранее. Советскому человеку позволяется немного узнать о том, что творится в мире. Настоящей сенсацией становится в 1957 году приезд французского певца Ива Монтана в Москву на Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Тысячи молодых исполнителей вдохновились примером певца, который так свободно чувствовал себя на сцене, для которого его творчество было способом самовыражения, а не производством куплетов по квартальному плану с обязательными «советский», «красный» и «передовой».   

  • Новая плеяда

    Появляются и набирают популярность такие исполнители, как А. Галич, В. Высоцкий, Ю. Ким, А. Городницкий. В классических традициях шансона, сложившихся на парижских сценах, советские исполнители придают особое значение поэтической компоненте. Сборники их стихов разбираются так же быстро, как билеты на их концерты. Певцов приглашают на радио и телевидение, у них берут интервью и просят подписать плакаты.

  • Лихие 90-е

    В 90-е годы понятие «русский шансон» приобретает несколько иную окраску и относится, главным образом, к блатной и дворовой песне. Цикл завершился, история повторяется, и снова жертвы ударов судьбы жалуются на развал страны, предательство и меркантильность друзей и возлюбленных, необоснованные обвинения и коррумпированность власти. Человек снова пытается найти своё место в жестоком меняющемся мире, и это снова вызывает сочувствие и поддержку у слушателей.