Как российским летчикам удалось обмануть талибов и сбежать из плена

21 апреля
-

Мало кто из нас не слышал историю про то, как российские летчики сумели на собственном самолете убежать из плена афганских талибов. Прошло уже более 20 лет с того дня, как произошли эти захватывающие события. Тем не менее история все равно продолжает у многих будоражить кровь. На эту тему даже был снят фильм, чтобы зрители смогли воочию увидеть все подробности произошедшего. Однако события того времени настолько удивительны, что наверное каждому захочется в них разобраться. 

  • Для чего они полетели в Афганистан

    Лайнер авиакомпании «Аэростан» из Казахстана не первый раз летел, нагруженный боеприпасами для Северного Альянса. Де-юре поставка топлива и снарядов для конфликтующих сторон находилась под запретом, но договоренность не всегда соблюдалась. В августе 1995 года казанский ИЛ-76ТД должен был полететь в Афганскую столицу через Албанию и доставить стрелковые боеприпасы. Экипаж воздушного судна составляли семеро членов, помимо командира В.И. Шарпатова на борту присутствовали еще один пилот, бортинженер, два главных инженера, штурман и радист.

  • Кто захватил российский ИЛ-76-ТД

    3 августа самолет вылетел из албанской столицы и должен был выполнить полет до аэропорта в Багреме, который расположен в 60 км от Кабула. Стрелковые боеприпасы планировалось доставить «Северному Альянсу», однако афганская авиабаза была под контролем группировки «Талибан». Подобный рейс совершался не в первый раз, и до этого груз удавалось доставить дважды без каких-либо проблем. Когда коммерческий лайнер вошел в воздушное пространство над афганской столицей, его перехватили МиГ-21. Истребители талибов вынудили капитана грузового самолета приземлиться возле Кандагара, мотивируя свое требование тем, что им необходимо досмотреть груз. При осмотре талибы нашли снаряды, которые запрещались к перевозке. Это и стало мотивом пленения экипажа грузового воздушного судна.

  • В каких условиях находились летчики во время плена

    Российские пилоты жили в плену чуть больше года. За несколько дней до побега пленники находились в одной из пристроек дачи губернатора Кандагара. Пленников кормили плохо, они часто изнывали от жары и жажды. Российские летчики каждый день ощущали какую-то угрозу, так как за перевозку запрещенных боеприпасов с ними запросто могли довольно жестоко расправиться. Ситуация для российских офицеров усложнялась тем, что официальные власти не проявляли серьезных попыток освободить их из неволи. Талибы оказывали на летчиков дополнительное давление, склоняя их принять ислам. Если бы это произошло, на освобождение из плена не осталось бы никаких надежд.

    В какой-то момент российским пилотам удалось установить контакт со своими соотечественниками. Представители Республики Татарстан добились шанса изредка посещать летчиков. С их помощью российские военнослужащие могли получать и отсылать почту, а также предметы первой необходимости. Представители Татарстана также предлагали афганцам обменять россиян на запчасти для лайнера, но радикалы не согласились на подобный обмен. 

  • Как вынашивался план побега

    План побега был составлен только после того, как российские летчики смогли наладить контакт с официальными представителями российских служб. Пленники хотели убежать из неволи с помощью своего же воздушного судна. Намерения были довольно смелыми с одной стороны и отчаянными с другой, но благодаря удачному стечению обстоятельств, их реализация прошла успешно. Вначале пилоты убедили талибов в том, что их нужно пускать на борт судна для проведения профилактических работ. Пилотов доставляли регулярно на борт, но их всегда сопровождала вооруженная охрана. На руку летчикам сыграл тот факт, что в баках самолета оставалось топливо, так как его заправили с расчетом и на обратный путь. День и время побега также сыграли на руку пленникам, так как это был вечер пятницы, а для мусульман этот выходной особо почитаем. Летчиков в день побега охраняли не так усилено, поэтому побег удался.

  • Сбежали вместе со своими сторожами

    В середине августа месяца 1986 года российские пилоты вместе с талибами выполняли очередные работы по техническому обслуживанию судна. Предлогом стало поврежденное шасси. На борт самолета поднялись все семеро пленников в сопровождении трех талибов. В техническом плане взлету лайнера ничего не мешало, и пилоты привели в действие все двигатели. Так как был вечер пятницы, службы аэродрома не смогли препятствовать вылету российского судна. На авиабазе не осталось практически никого из военного штата, в том числе и летчиков истребителей. Талибы запаниковали сразу после того, как железная птица поднялась в воздух. Один из охранников схватил автомат с намерением расстрелять российских пилотов. В этот момент командир воздушного судна потянул штурвал, и самолет резко снизил высоту. Талибы были свалены с ног, а российские офицеры, воспользовавшись ситуацией, смогли их скрутить и связать. Самолет пролетел над воздушным пространством Ирана и пересек границу ОАЭ. Там он приземлился в аэропорту Шарджи, а уже спустя сутки герои были доставлены в Казань.

  • Что было потом

    Командира воздушного корабля и второго пилота приставили к награде «Герой России», а другие члены экипажа были награждены орденом Мужества. Ходили слухи, что пилотов удалось освободить благодаря тайному подкупу талибов, но эту информацию официально никто не смог подтвердить. История получила второе рождение в 2010 году, когда на экраны российских кинотеатров вышел фильм «Кандагар», снятый на основе этой реальной истории.

Загрузка...

Выберите параметры рассылки

Пожалуйста, уточните желаемый вариант получения рассылки: