Буран: заброшенная история советской космической программы

17 Июнь
-

В разгар холодной войны не могло быть и речи о том, чтобы оставить без ответа действия противника, тем более, когда речь идет о таком стратегическом вопросе, как космос. Вот и СССР в начале 70-х вслед за американским проектом «Спейс шаттл» запустила собственную аналогичную программу многоразовых транспортных космических систем «Энергия — Буран».

 

Назначение беспилотного космического аппарата, способного вывести на орбиту достаточно большой груз, было до конца не ясно, но вполне применимо к военным целям. Первый успешный запуск в 1988 году на деле оказался последним, а сам проект был заморожен в 90-м, чтобы окончательно прекратить свое существование уже в России в 1993 году. Но как и следовало ожидать, проект такого масштаба оставил после себя следы, по которым прошелся фотограф Ральф Миребс, отправившийся в испытательные цеха Байконура. 

  • Все, что на данный момент осталось от программы «Энергия — Буран», в наши дни легко помещается в одном единственном ангаре и частично музее Байконура.
    Все, что на данный момент осталось от программы «Энергия — Буран», в наши дни легко помещается в одном единственном ангаре и частично музее Байконура.
  • В своем блоге фотограф описывает увиденное, как секретные разработки СССР, но на деле челноки в ангарах — это по большей части макеты, на которых проводились испытания заправочных, примерочно-стыковочных и других систем корабля.
    В своем блоге фотограф описывает увиденное, как секретные разработки СССР, но на деле челноки в ангарах — это по большей части макеты, на которых проводились испытания заправочных, примерочно-стыковочных и других систем корабля.
  • Правда, есть среди них и так называемое изделие 1.02 «Буря», которое должно было совершить второй полет в автоматическом режиме со стыковкой с пилотируемой станцией  «Мир», но так и не дождалось своего часа.
    Правда, есть среди них и так называемое изделие 1.02 «Буря», которое должно было совершить второй полет в автоматическом режиме со стыковкой с пилотируемой станцией «Мир», но так и не дождалось своего часа.
  • Единственный же работоспособный «Буран», который и совершил тот самый полет, был разрушен в 2002 году в результате обрушения крыши испытательного корпуса.
    Единственный же работоспособный «Буран», который и совершил тот самый полет, был разрушен в 2002 году в результате обрушения крыши испытательного корпуса.
  • Первый же полет «Бурана» продлился 206 минут, за которые он дважды облетел Землю и самостоятельно приземлился.
    Первый же полет «Бурана» продлился 206 минут, за которые он дважды облетел Землю и самостоятельно приземлился.
  • Этот беспилотный полет, к слову, попал в Книгу рекордов Гиннесса.
    Этот беспилотный полет, к слову, попал в Книгу рекордов Гиннесса.
  • А вот та самая кабина пилотов, которых там в принципе и не было. Тем не менее полностью автономные челноки по требованию испытателей все же были оборудованы ручными органами управления.
    А вот та самая кабина пилотов, которых там в принципе и не было. Тем не менее полностью автономные челноки по требованию испытателей все же были оборудованы ручными органами управления.
  • Так выглядит грузовой отсек, в котором вполне могли бы находиться ядерные боеголовки, пойди история по другому сценарию.
    Так выглядит грузовой отсек, в котором вполне могли бы находиться ядерные боеголовки, пойди история по другому сценарию.
  • Интересно, что американская программа «Спейс шаттл» была завершена намного позже, в 2011 году. Причиной стала абсолютная убыточность запусков, обходившихся в 450-600 миллионов долларов за раз.
    Интересно, что американская программа «Спейс шаттл» была завершена намного позже, в 2011 году. Причиной стала абсолютная убыточность запусков, обходившихся в 450-600 миллионов долларов за раз.

Выберите параметры рассылки

Пожалуйста, уточните желаемый вариант получения рассылки: