Венецианская застройка
5 национальных павильонов и 3 авторские инсталляции XIII архитектурной биеннале в Венеции.
29 августа в Венеции открылась очередная архитектурная биеннале. Позднее дитя арт-биеннале, проводимого в этом североитальянском городе с 1895 года, архитектурная выставка в Венеции возникла только в 1975 году. С тех пор раз в 2 года на территории венецианского Арсенала и близлежащих площадках собираются архитекторы большинства стран мира, демонстрируют самые выдающиеся национальные проекты и фантазии на тему, заданную куратором биеннале.
В 2012 году этой темой стала общность — взглядов, культур, земли, в конце концов. Такой самую актуальную тему современной архитектуры увидел куратор Дэвид Чипперфилд — британец, автор проекта оперы в Перми, Нового музея в Берлине и немецкого Музея Современной Литературы. Среди всего изобилия трактовок темы биеннале, предложенных архитекторами, участвующими в выставке, Trendymen.ru выбрал 5 наиболее заслуживающих внимания.
Россия
Россия представила на биеннале один из двух главных нацпроектов страны, а именно Сколково. Сделанный бюро Сергея Кузнецова (недавно назначенного главным архитектором Москвы) и Сергея Чобана, павильон состоит из двух уровней, в которых раскрыта история развития наукоградов в России. На первом ярусе сквозь «иллюминаторы», прорезанные в стенах, можно посмотреть на научные центры времен СССР, наподобии Королева и Дубны — городов, которые долгое время были закрытыми или полузакрытыми. На втором ярусе историческую линию продолжает наукоград нового поколения — Сколково, над проектом которого работает бюро Кузнецова и Чобана.
QR-коды на стенах второго яруса содержат информацию о всех частях проекта, в намного большем объеме, чем позволял бы обычный формат выставки. Посетителям павильона выдается планшет, с помощью которого (используя специально предустановленное приложение) можно «считать» коды и посмотреть на экране чертежы и эскизы Сколково. Проект российского павильона получил приз жюри конкурса.
Китай
Куратор китайского павильона Фанг Чженьнин взял за основу концепцию «начала». Он предложил 5 художникам создать инсталляции, раскрывающие понятие «начала» в памяти о изначальном мире и его ментальном образе. Участники проекта создали произведения на темы абстрактной структуры поселений, изменений во времени и пространстве, ленты Мебиуса, путешествия в космосе и жизни под открытым небом в доисторические времена.
Мексика
Самым интересным в мексиканском павильоне стали не архитектурные проекты, которые они представили, а здание, в котором их разместили. На ближайшие 9 лет «домом» для мексиканских художников и архитекторов во время венецианских биеннале станет памятник архитектуры — церковь Сан Лоренцо. В ответ мексиканцы обещали реставрировать начавшее разрушаться здание. В данный момент работы по реконструкции уже ведутся, поэтому на внутренности мексиканского павильона можно посмотреть только с порога.
Финляндия
Финны разместили свою экспозицию в павильоне, построенном по проекту отца модернизма и самого известного финна в мире — архитектора Алвара Аалто. Сконструированный в 1956 году к выставке в Венеции, деревянный павильон был реконструирован к биеннале 2012 года. Как показывают выставленные в нем проекты современной скандинавской архитектуры, финны не забыли уроков великих и по-прежнему считают дерево лучшим на свете материалом для строительства.
Япония
Получивший «Золотого льва» Венецианского биеннале японский павильон посвящен остро актуальной теме: реставрации городов, разрушенных цунами.
Авторские инсталляции:
Гений минимализма португалец Алваро Сиза получил Гран-при архитектурной биеннале 2012 в Венеции.
Инсталляция Захи Хадид для венецианской биеннале представляет собой элластичную стальную конструкцию.
Инсталляция португальского бюро Aires Mateus рядом с Арсеналом.