Скульптуры на колесах

Как фантазии концепт-каров воплощаются в серийных автомобилях.

27 Ноябрь
-

Концепт-кары создаются автобрендами не для того, чтобы перевозить людей и грузы, а для того, чтобы удивлять, поражать воображение, интриговать и задавать новые тенденции в дизайне. В своих концептах дизайнеры могут дать волю фантазии. Иногда получаются настоящие шедевры, а иногда - странные и причудливые машины. Концепт-кары редко могут похвастаться тем, что попадают в серийное  производство, зачастую они выполняют роль своеобразного моста, подготавливая общественное мнение к радикальным изменениям в дизайне или технической составляющей. Однако такие автомобили всегда привлекают большое внимание. Мы сделали для вас подборку концепт-каров от Ford.

 

Ford Verve

Хотя это и является редкостью, но все же существуют такие концепт-кары, которые сменили статус «экспонатов» на авто-шоу и превратились в настоящие серийные автомобили. У Ford есть такие примеры. Причем миллионы людей по всему миру сейчас разъезжают на «копцептах» от Ford. Яркое тому подтверждение - субкомпактный малолитражный городской автомобиль Ford Fiesta, который впервые сошел с конвейера еще в 1976 году. Концепт-кар шестого поколения этого авто или Ford Fiesta Mark VI был показан на Франкфуртском автосалоне в сентябре 2007 под названием Ford Verve. Спустя год машина стала поставляться на основные европейские рынки.

Вообще внешняя отделка автомобиля больше напоминает  тщательно подобранные аксессуары у стильной модницы. Здесь и изящная хромированная вставка в дверных ручках, и элементы из шлифованного алюминия на рамках нижней решетки, заднего номерного знака и нижних краях противотуманок.

Исследуя перспективы создания будущего малолитражного автомобиля Ford, дизайнеры сосредоточились на применении принципов кинетического дизайна при разработке этого концепт-кара. Когда Мартина Смита, создателя этой концепции, просят объяснить, что же такое «кинетический дизайн» Ford, он отвечает предельно ясно: «Это – визуализация энергии в движении. Выражение происходит через четкие, динамичные линии и поверхности». При взгляде на автомобили Ford создается впечатление, будто они движутся – даже если они стоят на месте.

«Концепт-кар Ford Verve обладает самым выразительным дизайном из всех использованных нами, – говорит о машине Мартин Смит. – Смелый, даже радикально новаторский, он демонстрирует динамичные возможности внедрения философии кинетического дизайна Ford в малолитражном автомобиле – стильном, современном и индивидуалистическом продукте для современного поколения, следящего за модой».

К созданию Ford Verve приложила  руку команда из европейского дизайн-бюро Ford в Дантоне и Кёльне. Концепт получил оригинальную насыщенную окраску и отделку из материалов, более свойственных миру моды и косметики.

Среди ключевых особенностей дизайна Verve: динамичная форма капота, большая нижняя решетка в форме перевернутой трапеции, выразительные горизонтальные «лезвия» на нижней решетке, выступающие фары, задний нижний рассеиватель с интегрированной центральной выхлопной трубой, 18-дюймовые 12-спицевые легкосплавные колесные диски. Все вместе эти элементы складываются в «цельный» дизайн концепта.

По уверениям дизайнеров Ford, концепт-кар Verve разрабатывался специально для поколения, которое не мыслит себя без всевозможных гаджетов. Он представляет полностью новую эстетику – новый подход к форме и функциям для взаимодействия с технологиями в автомобилях



С запуском новой Fiesta в серийное производство долго ждать не стали. Уже в 2008 году машина появилась на рынке. Для Мартина Смита это был «самый законченный, выразительный и восхитительный Ford Fiesta из всех, когда-либо созданных».

Через 6 лет, на Московском международном автомобильном салоне 2014 года состоялся российский дебют обновленной версии Ford Fiesta. «Кинетический дизайн» был передан в характерной нижней решетке радиатора, выдающихся формах колесных арок и в динамичных линиях кузова. А футуристический интерьер даже превосходит уровень, заданный концептом Verve. Так, например, внешний вид торпеды был навеян образом мобильного телефона. И это неспроста, ведь новый Ford Fiesta в кузове хэтчбек будет оснащен передовыми технологиями, включающими систему автоматического торможения и мультимедийную систему Ford SYNC с голосовым управлением.


Ford Evos. Витая в облаках.

Наверное, именно в облаках витали дизайнеры и инженеры Ford, когда создавали этот футуристический, полный технического фарша концепт. Поэтому новинку впервые увидели посетители старейшей, самой крупной и престижной выставки Европы в области потребительской электроники, бытовой техники и мультимедийных технологий – IFA Berlin 2011, После этого концепт открыли для широкой публики уже на традиционной площадке в сентябре 2011 года – на автосалоне во Франкфурте.

 

Ford Evos — стал воплощением современной стратегии компании One Ford, выраженной в нескольких пунктах: персонализация транспортного средства, интеллектуальные технологии, передовой дизайн и повышенная производительность вместе с экономией топлива.

Видение, воплощением которого стал Ford Evos, было разработано благодаря совместным усилиям дизайнерских групп Ford из разных стран мира. Используя единый подход в рамках глобальной стратегии, дизайнеры, находящиеся в разных странах и работающие над созданием автомобилей различных размеров и типов, сейчас занимаются разработкой серии новой продукции, в которой применяются общие подходы к дизайну.

«Новый глобальный дизайн призван позволить нашим специалистам создать новое поколение великолепных продуктов, обладающих отличительными чертами Ford, - говорит Морей Каллум, исполнительный директор по дизайну в Северной Америке. – Тем не менее общая генетика дизайна не означает производство автомобилей, похожих друг на друга. Генетика дизайна достаточно гибка и может применяться при проектировании автомобилей различных размеров и типов – независимо от того, имеем ли мы дело с легковым автомобилем, кроссовером или внедорожником, покупатели во всем мире легко смогут узнать новинку от Ford».

Сразу бросается в глаза свежая и эффектная форма Evos, которая подчеркивает спортивную и легкую манеру вождения. Evos имеет крышу кузова фастбэк, которая улучшает аэродинамические характеристики автомобиля. Силуэт концепта имеет каплеобразную форму, в которой линии сходятся к задней части машины. Тонкие стойки подчеркивают визуальную легкость и создают общее впечатление маневренности и подвижности.

В Evos используется аккуратная и четкая графика. Особенно хорошо это прослеживается в фарах и задних фонарях, а также в выхлопной трубе и диффузоре. Самым важным элементом является новое лицо автомобилей Ford. Оно было создано за счет перемещения вверх перевернутой трапециевидной решетки радиатора.


Помимо демонстрации внешнего облика моделей будущего, концепт-кар Ford Evos представил и новые технологии управления с использованием облачных сервисов. Автомобиль буквально становится «лучшим другом» водителя, адаптируя все элементы управления в соответствии с его индивидуальными особенностями. Например, Evos постоянно учитывает детали и адаптирует процесс вождения к новым условиям. Он «знает», какой стиль езды вы предпочитаете: спортивный или «паркетный» и в соответствии с этим настраивает поведение подвески. С музыкой происходит еще более интересная ситуация: теперь выходя из дома или офиса не придется искать любимый трек, сев в автомобиль, он зазвучит после того, как вы открыли дверь машины.

Но настоящую «дружескую» заботу можно почувствовать с электронной системой Smart Wellness. Только чихните и концепт-кар, оборудованный датчиками контроля качества воздуха и системами фильтрации, запустит соответствующую программу. Обладая информацией о собственном местонахождении, Ford Evos собирает данные о качестве воздуха из «информационного облака» и, помогает аллергикам, предлагая более «чистые» маршруты. Еще одна полезная деталь – гипоаллергенная отделка салона.

Кроме того, концепт полон и других технологий, следящих за состоянием здоровьем водителя – например, кресла, измеряют сердечный ритм, а специальный компьютер отслеживает общее физическое состояние и текущую рабочую нагрузку водителя, подстраиваясь и корректируя процесс вождения.

Картину довершает передовой гибридный двигатель с литий-ионными аккумуляторами. Он знает, как и в какой ситуации можно сэкономить энергию, выбрав оптимальный режим — бензинового или электродвигателя — или даже задействовать оба режима для максимальной экономии топлива.

 

Ford GT90

Концепт-кары являются по своей природе эфемерными существами. Они появляются на автомобильных выставках, ослепляют и поражают, а затем пропадают. Некоторые идут в массовое производство, некоторые вдохновляют будущие проекты, но большинство исчезают навсегда. И только некоторые из них  остаются в нашем коллективном сознании – такие, как, например, Ford GT90 1995 года.

Эта машина до сих пор входит в рейтинги лучших концептов в истории,  появляется в новых компьютерных играх и вызывает восторг энтузиастов по всему миру. Ford GT90 был представлен в 1995 году на автосалоне в Детройте как «самый мощный суперкар в мире». Автомобиль мощностью в 720 л.с. развивал максимальную скорость в 378 км/ч, разгонялся до 100 км/ч за 3,1 секунды, оснащен четырехтурбинным двигателем V12. Температура выхлопа от автомобиля настолько высокая, что кузовные панели могли расплавиться, поэтому инженеры использовали керамические плитки, аналогичные тем, что установлены на космических шаттлах.

Высота GT90 - 45 дюймов. У машины независимая подвеска всех колес на поперечных рычагах неравной длины, вентилируемые дисковые тормоза, литые алюминиевые диски. Кузов представляет из себя пространственную раму из алюминиевого сплава с навешенными на нее пластиковыми кузовными панелями.

GT90 был создан небольшой группой специалистов Ford всего за шесть месяцев. Некоторые элементы дизайна, такие как двери, «врезающиеся» в крышу, были позаимствованы у предыдущей модели Ford GT40. Буквы «GT» в названии нового автомобиля должны были воскрешать в памяти автолюбителей легенду 60-х. Однако в остальном дизайн концепт-кара отражает философию в дизайне автомобилей Ford – так называемый New Edge. Пятиступенчатая механическая коробка передач и поперечные рычаги были позаимствованы у Jaguar XJ220.

Основными характеристиками этого направления в дизайне автомобилей Ford был одновременно футуризм и вневременность. Ford использовал такой подход к дизайну своих серийных автомобилей Focus, Ka, Cougar и Puma в 90-х и 2000-х годах. Через почти 20 лет GT90 до сих пор выглядит так, как будто опережает время на несколько десятилетий.

Внутри автомобиль отделан кожей ярко-синего цвета. Водитель забирался внутрь автомобиля, нажав желтую панель на кузове GT90 у двери. Ведущий Top Gear Джереми Кларксон был одним из немногих, кому удалось прокатиться на GT90. «Рай – это все-таки на земле», – отметил Джереми во время тест-драйва этого суперкара.



Ford Shelby GR-1

Ford Shelby GR-1 – это пример одного из самых современных двухместных концептов с мощным двигателем, кузовом фастбек и всеми характеристиками суперкара, включая даже «крылья бабочки». Автомобиль был представлен в 2005 году на Североамериканском международном автосалоне. Концепт-кар был вдохновлен брендом Shelby и имеет сходство с автомобилем-купе Shelby Daytona 1964 года.

По словам Кэрролла Шелби, известного автогонщика и консультанта по концепту GR-1, двигатель из Cobra был пересажен в GR-1 практически без изменений, вплоть до заднего расположения трансмиссии, которое помогает в распределении веса.

Шасси GR-1 и ходовой механизм базируются на концепте Ford Shelby Cobra, который был представлен годом ранее на этом же международном автосалоне. Вдохновленные большим и мощным двигателем Ford из 60-х и 70-х – знаменитым Ford FE V8 – инженеры Ford создали новый алюминиевый блок V10 для концепта Ford Shelby Cobra.

Сочетание грубой силы и совершенного инженерного искусства позволило создать действительно уникальный концепт-кар – автомобиль для выставки, который разгоняется до 100 км/ч менее чем за 4 секунды и развивает скорость до 322 км/ч. Мощность двигателя этого концепта – 605 л.с.

Спортивный дизайн машины представлен удлинённым капотом, легко сочетающим в себе каплевидную кабину, линии крыши кузова фастбэк и верхней части крыла. Автомобиль выглядит так, будто находится в движении, даже когда стоит на месте.

Среди других заметных элементов дизайна – колесные арки и компактные свесы, а также сильная линия откоса машины. Полированные алюминиевые кузовные панели подчеркивают рельефные поверхности. GR-1 сочетает в себе современные скульптурные поверхности, утонченные механические элементы этого выдающегося купе обернуты в мускулистую алюминиевую «кожу», которая блестит и переливается.

Интерьер Shelby GR-1 напоминает гоночные болиды – здесь сиденья с углеродным каркасом и фиксированными спинками. Инженеры и дизайнеры Ford пытались сделать так, чтобы интерьер кабины был комфортным и доставлял удовольствие от вождения.

Так же как и Ford GT или Shelby Cobra, GR-1 был создан как полностью готовое к эксплуатации транспортное средство. К сожалению, Shelby GR-1 ни разу не доходил до стадии производства.



Ford Gyron

Ford Gyron – футуристический гирокар, был впервые показан на автомобильном салоне в Детройте в 1961 году. Автомобиль стоял всего на двух колесах, а баланс достигался с помощью гироскопа. В Gyron могли разместиться два пассажира, которые должные были сидеть рядом друг с другом. Когда автомобиль не двигался, приходилось ставить ноги на землю с двух сторон машины, чтобы поддерживать равновесие.

Несмотря на то, что автомобиль так и не был запущен в серию, обтекаемые формы кузова вдохновили дизайнеров 60-х годов. Создатель дизайна этого двухколесного автомобиля Алекс Тремулис верил, что балансирующая с помощью гироскопа машина Ford Gyron станет вершиной аэродинамики и прорывом в автомобильном дизайне.

 Единственный концепт-кар из стекловолокна был уничтожен во время пожара, произошедшего в футуристическом выставочном павильоне Ford Rotunda во время Всемирной выставки 1962 года. Студийная компактная моделька Ford Gyron – единственное, что осталось от концепта. В 2012 году она была продана на аукционе за 40 тысяч долларов. Первые скетчи машины появились в 1956 году, но Тремулис вернулся к разработке Gyron после того, как увидел концепт General Motors Firebird III 1959 года. Эту машину тогда называли самой экзотичной и продвинутой в мире. Тремулису нужно было доказать, что Ford тоже так может.

Примерно в то же время коллеги Тремулиса убедили его построить полномасштабную версию автомобиля. Гироскоп достаточного размера, чтобы балансировать автомобиль, был слишком дорогой для выставочного экземпляра, поэтому к машине, показанной на автосалоне, были приделаны колеса на выносных опорах.