Скульптуры на колесах
Как фантазии концепт-каров воплощаются в серийных автомобилях.
Концепт-кары создаются автобрендами не для того, чтобы перевозить людей и грузы, а для того, чтобы удивлять, поражать воображение, интриговать и задавать новые тенденции в дизайне. В своих концептах дизайнеры могут дать волю фантазии. Иногда получаются настоящие шедевры, а иногда - странные и причудливые машины. Концепт-кары редко могут похвастаться тем, что попадают в серийное производство, зачастую они выполняют роль своеобразного моста, подготавливая общественное мнение к радикальным изменениям в дизайне или технической составляющей. Однако такие автомобили всегда привлекают большое внимание. Мы сделали для вас подборку концепт-каров от Ford.
Ford Verve
Хотя это и является редкостью, но все же существуют такие концепт-кары, которые сменили статус «экспонатов» на авто-шоу и превратились в настоящие серийные автомобили. У Ford есть такие примеры. Причем миллионы людей по всему миру сейчас разъезжают на «копцептах» от Ford. Яркое тому подтверждение - субкомпактный малолитражный городской автомобиль Ford Fiesta, который впервые сошел с конвейера еще в 1976 году. Концепт-кар шестого поколения этого авто или Ford Fiesta Mark VI был показан на Франкфуртском автосалоне в сентябре 2007 под названием Ford Verve. Спустя год машина стала поставляться на основные европейские рынки.
Исследуя перспективы создания будущего малолитражного автомобиля Ford, дизайнеры сосредоточились на применении принципов кинетического дизайна при разработке этого концепт-кара. Когда Мартина Смита, создателя этой концепции, просят объяснить, что же такое «кинетический дизайн» Ford, он отвечает предельно ясно: «Это – визуализация энергии в движении. Выражение происходит через четкие, динамичные линии и поверхности». При взгляде на автомобили Ford создается впечатление, будто они движутся – даже если они стоят на месте.
«Концепт-кар Ford Verve обладает самым выразительным дизайном из всех использованных нами, – говорит о машине Мартин Смит. – Смелый, даже радикально новаторский, он демонстрирует динамичные возможности внедрения философии кинетического дизайна Ford в малолитражном автомобиле – стильном, современном и индивидуалистическом продукте для современного поколения, следящего за модой».
К созданию Ford Verve приложила руку команда из европейского дизайн-бюро Ford в Дантоне и Кёльне. Концепт получил оригинальную насыщенную окраску и отделку из материалов, более свойственных миру моды и косметики.
Среди ключевых особенностей дизайна Verve: динамичная форма капота, большая нижняя решетка в форме перевернутой трапеции, выразительные горизонтальные «лезвия» на нижней решетке, выступающие фары, задний нижний рассеиватель с интегрированной центральной выхлопной трубой, 18-дюймовые 12-спицевые легкосплавные колесные диски. Все вместе эти элементы складываются в «цельный» дизайн концепта.
С запуском новой Fiesta в серийное производство долго ждать не стали. Уже в 2008 году машина появилась на рынке. Для Мартина Смита это был «самый законченный, выразительный и восхитительный Ford Fiesta из всех, когда-либо созданных».
Через 6 лет, на Московском международном автомобильном салоне 2014 года состоялся российский дебют обновленной версии Ford Fiesta. «Кинетический дизайн» был передан в характерной нижней решетке радиатора, выдающихся формах колесных арок и в динамичных линиях кузова. А футуристический интерьер даже превосходит уровень, заданный концептом Verve. Так, например, внешний вид торпеды был навеян образом мобильного телефона. И это неспроста, ведь новый Ford Fiesta в кузове хэтчбек будет оснащен передовыми технологиями, включающими систему автоматического торможения и мультимедийную систему Ford SYNC с голосовым управлением.
Ford Evos. Витая в облаках.
Наверное, именно в облаках витали дизайнеры и инженеры Ford, когда создавали этот футуристический, полный технического фарша концепт. Поэтому новинку впервые увидели посетители старейшей, самой крупной и престижной выставки Европы в области потребительской электроники, бытовой техники и мультимедийных технологий – IFA Berlin 2011, После этого концепт открыли для широкой публики уже на традиционной площадке в сентябре 2011 года – на автосалоне во Франкфурте.
Ford Evos — стал воплощением современной стратегии компании One Ford, выраженной в нескольких пунктах: персонализация транспортного средства, интеллектуальные технологии, передовой дизайн и повышенная производительность вместе с экономией топлива.
Видение, воплощением которого стал Ford Evos, было разработано благодаря совместным усилиям дизайнерских групп Ford из разных стран мира. Используя единый подход в рамках глобальной стратегии, дизайнеры, находящиеся в разных странах и работающие над созданием автомобилей различных размеров и типов, сейчас занимаются разработкой серии новой продукции, в которой применяются общие подходы к дизайну.
«Новый глобальный дизайн призван позволить нашим специалистам создать новое поколение великолепных продуктов, обладающих отличительными чертами Ford, - говорит Морей Каллум, исполнительный директор по дизайну в Северной Америке. – Тем не менее общая генетика дизайна не означает производство автомобилей, похожих друг на друга. Генетика дизайна достаточно гибка и может применяться при проектировании автомобилей различных размеров и типов – независимо от того, имеем ли мы дело с легковым автомобилем, кроссовером или внедорожником, покупатели во всем мире легко смогут узнать новинку от Ford».
Сразу бросается в глаза свежая и эффектная форма Evos, которая подчеркивает спортивную и легкую манеру вождения. Evos имеет крышу кузова фастбэк, которая улучшает аэродинамические характеристики автомобиля. Силуэт концепта имеет каплеобразную форму, в которой линии сходятся к задней части машины. Тонкие стойки подчеркивают визуальную легкость и создают общее впечатление маневренности и подвижности.
Помимо демонстрации внешнего облика моделей будущего, концепт-кар Ford Evos представил и новые технологии управления с использованием облачных сервисов. Автомобиль буквально становится «лучшим другом» водителя, адаптируя все элементы управления в соответствии с его индивидуальными особенностями. Например, Evos постоянно учитывает детали и адаптирует процесс вождения к новым условиям. Он «знает», какой стиль езды вы предпочитаете: спортивный или «паркетный» и в соответствии с этим настраивает поведение подвески. С музыкой происходит еще более интересная ситуация: теперь выходя из дома или офиса не придется искать любимый трек, сев в автомобиль, он зазвучит после того, как вы открыли дверь машины.
Но настоящую «дружескую» заботу можно почувствовать с электронной системой Smart Wellness. Только чихните и концепт-кар, оборудованный датчиками контроля качества воздуха и системами фильтрации, запустит соответствующую программу. Обладая информацией о собственном местонахождении, Ford Evos собирает данные о качестве воздуха из «информационного облака» и, помогает аллергикам, предлагая более «чистые» маршруты. Еще одна полезная деталь – гипоаллергенная отделка салона.
Кроме того, концепт полон и других технологий, следящих за состоянием здоровьем водителя – например, кресла, измеряют сердечный ритм, а специальный компьютер отслеживает общее физическое состояние и текущую рабочую нагрузку водителя, подстраиваясь и корректируя процесс вождения.
Картину довершает передовой гибридный двигатель с литий-ионными аккумуляторами. Он знает, как и в какой ситуации можно сэкономить энергию, выбрав оптимальный режим — бензинового или электродвигателя — или даже задействовать оба режима для максимальной экономии топлива.
Ford GT90
Концепт-кары являются по своей природе эфемерными существами. Они появляются на автомобильных выставках, ослепляют и поражают, а затем пропадают. Некоторые идут в массовое производство, некоторые вдохновляют будущие проекты, но большинство исчезают навсегда. И только некоторые из них остаются в нашем коллективном сознании – такие, как, например, Ford GT90 1995 года.
Эта машина до сих пор входит в рейтинги лучших концептов в истории, появляется в новых компьютерных играх и вызывает восторг энтузиастов по всему миру. Ford GT90 был представлен в 1995 году на автосалоне в Детройте как «самый мощный суперкар в мире». Автомобиль мощностью в 720 л.с. развивал максимальную скорость в 378 км/ч, разгонялся до 100 км/ч за 3,1 секунды, оснащен четырехтурбинным двигателем V12. Температура выхлопа от автомобиля настолько высокая, что кузовные панели могли расплавиться, поэтому инженеры использовали керамические плитки, аналогичные тем, что установлены на космических шаттлах.
Высота GT90 - 45 дюймов. У машины независимая подвеска всех колес на поперечных рычагах неравной длины, вентилируемые дисковые тормоза, литые алюминиевые диски. Кузов представляет из себя пространственную раму из алюминиевого сплава с навешенными на нее пластиковыми кузовными панелями.
GT90 был создан небольшой группой специалистов Ford всего за шесть месяцев. Некоторые элементы дизайна, такие как двери, «врезающиеся» в крышу, были позаимствованы у предыдущей модели Ford GT40. Буквы «GT» в названии нового автомобиля должны были воскрешать в памяти автолюбителей легенду 60-х. Однако в остальном дизайн концепт-кара отражает философию в дизайне автомобилей Ford – так называемый New Edge. Пятиступенчатая механическая коробка передач и поперечные рычаги были позаимствованы у Jaguar XJ220.
Основными характеристиками этого направления в дизайне автомобилей Ford был одновременно футуризм и вневременность. Ford использовал такой подход к дизайну своих серийных автомобилей Focus, Ka, Cougar и Puma в 90-х и 2000-х годах. Через почти 20 лет GT90 до сих пор выглядит так, как будто опережает время на несколько десятилетий.
Внутри автомобиль отделан кожей ярко-синего цвета. Водитель забирался внутрь автомобиля, нажав желтую панель на кузове GT90 у двери. Ведущий Top Gear Джереми Кларксон был одним из немногих, кому удалось прокатиться на GT90. «Рай – это все-таки на земле», – отметил Джереми во время тест-драйва этого суперкара.
Ford Shelby GR-1
Ford Shelby GR-1 – это пример одного из самых современных двухместных концептов с мощным двигателем, кузовом фастбек и всеми характеристиками суперкара, включая даже «крылья бабочки». Автомобиль был представлен в 2005 году на Североамериканском международном автосалоне. Концепт-кар был вдохновлен брендом Shelby и имеет сходство с автомобилем-купе Shelby Daytona 1964 года.
Шасси GR-1 и ходовой механизм базируются на концепте Ford Shelby Cobra, который был представлен годом ранее на этом же международном автосалоне. Вдохновленные большим и мощным двигателем Ford из 60-х и 70-х – знаменитым Ford FE V8 – инженеры Ford создали новый алюминиевый блок V10 для концепта Ford Shelby Cobra.
Сочетание грубой силы и совершенного инженерного искусства позволило создать действительно уникальный концепт-кар – автомобиль для выставки, который разгоняется до 100 км/ч менее чем за 4 секунды и развивает скорость до 322 км/ч. Мощность двигателя этого концепта – 605 л.с.
Среди других заметных элементов дизайна – колесные арки и компактные свесы, а также сильная линия откоса машины. Полированные алюминиевые кузовные панели подчеркивают рельефные поверхности. GR-1 сочетает в себе современные скульптурные поверхности, утонченные механические элементы этого выдающегося купе обернуты в мускулистую алюминиевую «кожу», которая блестит и переливается.
Интерьер Shelby GR-1 напоминает гоночные болиды – здесь сиденья с углеродным каркасом и фиксированными спинками. Инженеры и дизайнеры Ford пытались сделать так, чтобы интерьер кабины был комфортным и доставлял удовольствие от вождения.
Так же как и Ford GT или Shelby Cobra, GR-1 был создан как полностью готовое к эксплуатации транспортное средство. К сожалению, Shelby GR-1 ни разу не доходил до стадии производства.
Ford Gyron
Ford Gyron – футуристический гирокар, был впервые показан на автомобильном салоне в Детройте в 1961 году. Автомобиль стоял всего на двух колесах, а баланс достигался с помощью гироскопа. В Gyron могли разместиться два пассажира, которые должные были сидеть рядом друг с другом. Когда автомобиль не двигался, приходилось ставить ноги на землю с двух сторон машины, чтобы поддерживать равновесие.
Единственный концепт-кар из стекловолокна был уничтожен во время пожара, произошедшего в футуристическом выставочном павильоне Ford Rotunda во время Всемирной выставки 1962 года. Студийная компактная моделька Ford Gyron – единственное, что осталось от концепта. В 2012 году она была продана на аукционе за 40 тысяч долларов. Первые скетчи машины появились в 1956 году, но Тремулис вернулся к разработке Gyron после того, как увидел концепт General Motors Firebird III 1959 года. Эту машину тогда называли самой экзотичной и продвинутой в мире. Тремулису нужно было доказать, что Ford тоже так может.
Примерно в то же время коллеги Тремулиса убедили его построить полномасштабную версию автомобиля. Гироскоп достаточного размера, чтобы балансировать автомобиль, был слишком дорогой для выставочного экземпляра, поэтому к машине, показанной на автосалоне, были приделаны колеса на выносных опорах.