Лучшие архитектурные проекты 2014 года

Андрей Руденко,
4 Март
-

Лондонский музей дизайна провел обширную работу по анализу достижений дизайна в 2014 году и с 25 марта по 23 августа открывает выставку по итогам этих изысканий. В число главных критериев попало способствование дизайна качественным переменам в жизни человечества, расширение границ сферы в целом и отражение духа ушедшего года. Всего в выставке участвуют 76 номинантов в шести категориях. Категория «Архитектура» развернет перед зрителями панораму, представляющую 15 крупных архитектурных форм с самыми разными общественными функциями – от нового выставочного комплекса модного дома Louis Vuitton до подземной мечети в Стамбуле. Корпуса школ, научные центры, образцы зеленой архитектуры – полтора десятка удивительных зданий, демонстрирующих силу архитектурной мысли современности во всей красе, которые можно посмотреть уже сейчас.

  • Студенческий центр им. Со Суи Хока Лондонской школы экономики

    Лондон, Великобритания

    Бюро: O'Donnell + Tuomey

    Новый корпус этого учебного заведения, чьи стены помнят Мика Джаггера и Джона Кеннеди, не отличается консервативностью форм, но еще на стадии планирования нашел таки отзыв у градоначальников. Единственным важным требованием к архитекторам было сохранение облика Вестминистера и его красной линии, куда нужно было аккуратно вписать студенческий центр. Крайне маленький и неудобный участок в конечном счете сказался на ассиметричной и многогранной форме здания, отлично дополнившего своим видом хаотичную окружающую застройку. Фасад из классического для британской архитектуры кирпича и интерьер из бетона, стали и дерева дают, по замыслу архитекторов, складское помещение, но умеющее приспосабливаться.

  • Мечеть Санчаклар

    Стамбул, Турция

    Архитектор: Эмре Аролат

    То, что мы видим со стороны, больше напоминает индустриальную постройку. Но стоит подойти ко входу, как мы заметим табличку Allahu Akbar. Это пригородная мечеть на холме, чей архитектор оставил на поверхности только минарет, в то время как общая идея погрузить святое место под землю была взята из легенды о пещере, где пророку Мухаммеду впервые было дано божественное откровение. Как снаружи, так и внутри это здание – образец исключительной, лаконичности, не обремененное декором и яркими элементами. Смиренный минимализм внутренней обстановки нарушен только светящимися сурами из черного стекла.

  • Arena Do Morro

    Натал, Бразилия

    Бюро: Herzog & de Meuron

    Швейцарские архитекторы Жак Херцог и Пьер де Мерон дебютировали со спорткомплексом в бразильской общине Майна Луиза в городе Натал, ставшим первым шагом в совместном с местными партнерами проекте по реализации городской активности, в том числе в сфере спорта. Здание расположено на месте старого спортивного зала, по сути бывшего бетонной пустошью, укрыто под типичной для архитектуры этой местности двускатной крышей белого цвета, контрастирующей с ярким окружением, и отгорожено по периметру волнообразными стенами, передающими общественный характер пространства. Наслаивающиеся друг на друга пластины пропускают свет и воздух, но берегут комплекс от дождя.

  • Дождевые накопители средней школы Эндана

    Лайкипия, Кения

    Бюро: PITCHAfrica

    В одной из школ Кении реализовали проект по сбору, хранению и очистке дождевой воды. Весь комплекс школы, включая учебные помещения, стадионы и общежития, собирает за год более полутора литров ценного ресурса, который впоследствии используется везде: для питья, для приготовления пищи, для санитаро-медицинских нужд, для орошения полей и так далее. В Африке, как нам известно с детства, не хватает воды. Катастрофически. И уж если есть на этом континенте регионы, где идут дожди, то при текущих возможностях проливать их на землю впустую будет просто цинично.

  • Центр инноваций Католического университета Чили «Анаклето Анджелини»

     

    Сантьяго, Чили

    Архитектор: Алехандро Аравена

    Новый центр инноваций призван стать точкой генерации идей, производимой союзом из предпринимателей, студентов и ученых. В монолитном фасаде передано представление архитектора об инновационности и безвременности, что делает здание актуальным в любой из грядущих эпох. С другой стороны, это решение было продиктовано доминирующими в Чили стеклянными небоскребами, которые в условиях климата страны превращаются в теплицы. В итоге проект Аравены сократил расход электроэнергии почти в три раза. Футуризм оболочки скрывает сложную офисную инфраструктуру с кольцом рабочих помещений, что делает работу здания более эффективной.

  • Музей Лун в районе Вест-Бунд

    Шанхай, Китай

    Бюро: Atelier Deshaus

    Международная практика по превращению промзон в центры современного искусства достигла берегов реки Хуанпу. Интересно же то, что шанхайские архитекторы задействовали не только саму локацию, но и переработали весь ее прежний функционал, превратив, скажем систему разгрузки угля в коридор-«подиум» для показов мод, а гараж же сохранил свою прежнюю роль и вмещает 300 машин. Гараж – это самый нижний ярус из трехярусного здания музея: выше него – на минус первом этаже – расположились выставочные залы, библиотека, реставрационные мастерские и книжный магазин, а надземная часть стала концертным залом, магазином, кафе и рестораном.

  • Ultima Esperanza – The Last Hope

    Манаби, Эквадор

    Бюро: AL BORDE

    Что хотели доказать архитекторы этим проектом, так это то, что их профессия станет ненужной, когда общество научится взаимодействовать вопреки различным факторам. А факторы в данном случае таковы, что диковатая местность не располагает ни строительными материалами, свойственными цивилизации, ни грамотными людьми, понимающими системы мер. Зато последние умеют работать руками. Если объединить их навыки с носителями элементарных знаний и четко разделить задачи, то можно строить отличное жилье без помощи компьютерных программ и семизначных бюджетов.

  • Forfatterhuset Kindergarten

    Коппенгаген, Дания

    Бюро: COBE

    Архитектура на службе у детей. Архитекторы обеспокоились развитием и образованием подрастающего поколения датчан и создали для них детский сад, похожий на деревушку из пяти трехэтажных домиков – маленькую, компактную и функциональную. Фасад комплекса сделан из ламели красного цвета, что ссылается на окружающую архитектуру, состоящую преимущественно из кирпичных зданий. Такой выбор, к тому же, не создает обстановку тотальной запертости для ребенка.

  • One Central Park

    Сидней, Австралия

    Архитектор: Жан Нувель

    Победитель среди высотных зданий 2014 года по версии Совета по высотным зданиям в городской среде. В рамках этой работы зеленый фасад служит не только элементом декора, но и отрабатывает свой эко-потенциал, повышая энергоэффективность здания. Для выживания в условиях сильного ветра и интенсивного солнечного потока были выбраны 350 специальных видов растений, рассаженных по ящикам и сформировавших «зеленые стены». Обеспеченное этими стенами и выступами на фасаде затенение снижает энергопотребление здания на 20-40 процентов.

  • Markthal Rotterdam

    Роттердам, Нидерланды

    Бюро: MVRDV

    Смелый, яркий и энергоэффективный комплекс из жилого дома и продовольственного рынка, спрятанного под сорокаметровой аркой, тематическим оформлением которой стала картина с изображением рыночной провизии, цветов и насекомых. Казалось бы, как жители 228 квартир (24 из которых — пентхаусы) уживаются с таким шумным и ароматным «соседом»? Решение – три слоя стекла в окнах или проемах в полу. Каркасом для остекления послужили стальные тросы, облегчившие выполнение условий естественного освещения и связь рынка с окружением.

  • Foundation Louis Vuitton

    Париж, Франция

    Архитектор: Фрэнк Гери

    Постройка этого музея в Булонском лесу стала поводом для судебных тяжб концерна LVMH и местных жителей, обеспокоенных за сохранность изначального ландшафта, но суд со временем принял сторону модного гиганта. На создание потребовавшего немало знаний и умений фасада из парусоподобных пластин из стекла архитектора вдохновил находящийся здесь прежде публичный аквариум. Помещение включает ресторан, книжный магазин, зал для концертов и спектаклей на 350 мести 11 выставочных залов с коллекциями работ из запасников LVMH и лично владельца концерна Бернара Арно.

  • Кампус школы №4

    Шэньян, Китай

    Бюро: OPEN Architecture

    Конфуцианство требует от человека добывать знания в тени дерев, и китайские архитекторы воплотили идею старых заветов в этом школьном комплексе. Задача включала в себя создать открытое и вертикально ориентированное пространство. Последнее привело к ярусному решению: нижний ярус – столовые, аудитории и бассейн, верхний – лаборатории, общежития и администрации, а между ними – изобретательные переходы и прослойка зеленых насаждений. Такая конфигурация развивает в детях свободный дух, часто подавляемый в классических школах с их симметричной архитектурой. Техническая начинка здания позволяет максимально использовать в своих целях природные ресурсы – свет, воздух, воду.

  • Desert Courtyard House

    Скоттсдейл, США

    Бюро: Wendell Burnette

    Дело Фрэнка Ллойда Райта продолжает жить. Пристанищем для этого дома стал милый заказчику пустынный аризонский пейзаж – песок, гранитные валуны, низкие кустарники и высокие кактусы. По всем законам жанра органической архитектуры, проект отталкивался от местности и ее ресурсов, которые надо и подчеркнуть дизайнерскими решениями, и непосредственно задействовать в строительстве. Так, стены дома сделаны из утрамбованной земли, плотными слоями помещенной в деревянные формы и защищенной от влаги кортеновской сталью. Сам дом облицован металлическими панелями со следами патины и ржавчины, что позволяет ему органично вписываться в песчано-гранитную фактуру пейзажа.

  • House of Trees

    Хошимин, Вьетнам

    Бюро: Vo Trong Nghia

    Этот проект призван отбить городское пространство в пользу зеленых насаждений, которых в связи с ускорившейся урбанизацией даже во Вьетнаме становится нехватка. Комплекс представляет собой бетонные дома-горшки с функцией бассейна сточных вод, что в будущем, при дальнейшем развитии проекта, способно снизить риски затопления города в сезон дождей. Первые этажи домов занимают столовые и библиотеки, выше расположены спальни и ванные комнаты, а венчают их зеленые крыши с толстым слоем земли и посаженной в нее растительностью. В представлении бюро, жизнь людей здесь протекает как в оазисе, а метафора города как бетонных джунглей играет здесь всеми возможными оттенками.

  • Philharmonic Hall Szczecin

    Щецин, Польша

    Бюро: Barozzi Veiga

    Этот филармонический зал проворачивает двойной фокус: в одно и то же время он отражает идущий от вертикали архитектурный ландшафт города с нео-готикой его церквей и классицизмом домов и напрочь контрастирует с ним за счет стеклянного фасада. Похожий виртуальный 3D-объект без текстур, зал задумывался архитекторами как триумф геометрии в деле поддержания баланса между массивностью и вертикальностью и формирования чувственной ритмической композиции.