Пять направлений развития современной архитектуры

18 Март
-

Архитектура продолжает привлекать к себе интерес, но уже не профессионалов, а простых любителей и ценителей, понимающих эту область как своеобразное художественное высказывание. Его формулировка не застыла, она эволюционирует с течением времени и изменением человеческих потребностей. Это подтверждают эксперты самых инновационных архитектурных фирм, отозвавшиеся на просьбу заглянуть за горизонт событий и предсказать, какие сдвиги стоит ждать в архитектурном ландшафте в ближайшие пять лет. Забежав вперед, скажем, что в будущем архитектура будет скорее нести больше практической пользы, чем работать на внешний эффект, а роль стройматериалов будут играть не совсем привычные субстанции. Проанализировав все сказанное, удалось выделить пять трендов развития отрасли, и выглядят они вполне оптимистично.

  • Закат стархитекторов

    Партнер датской архитектурной компании C.F. Møller Architects Джулиан Вейер соглашается с укрепляющимся в последнее время мнением о том, что современный заказчик все реже рассматривает имя архитектора в качестве основного фактора. Заха Хадид и Тадао Андо сегодня, Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ в прошлом – вот лишь некоторые из числа раскрученных звезд архитектуры, представителей отраслевого истеблишмента ХХ и XXI веков с веским авторитетом, чье участие в работе над проектом наделяет результат дополнительным статусом. Но фокус имеет тенденцию смещаться с того, кто строит, на то, зачем это построено. В пример можно привести Tencent Campus, заказчик которого обратился в фирму NBBJ с идеей о поощрении случайных контактов между сотрудниками, которую люди из NBBJ реализовали, проложив маршруты через все здание, чем максимально связали его части и персонал.

  • Развитие междисциплинарного подхода

    Поскольку содержание становится для заказчиков значимее формы, в работу над проектом требуется вовлекать специалистов из таких прежде не связанных с архитектурой областей, как антропология и охрана среды, из которых будет формироваться новый тип архитектурных команд. Как говорит представитель фирмы Svigals + Partners Джей Бротман, в будущем правительства городов будут обращаться именно к таким командам, способным создавать целостные и оказывающие широкое влияние проекты.

  • Слияние частных и публичных пространств

    Джулиан Вейер также ставит вопрос о том, как превратить личное пространство в общественную зону – если уж не полностью, то хотя бы частично. Работа над одной шведской высоткой, курируемая C.F. Møller Architects, как раз включает в себя проблему расширения некоторых функций здания, предназначенных исключительно для его жителей, до уровня их включения в городскую общественную жизнь. Решением стал публичный доступ к секции по утилизации отходов.

  • Китайская архитектура станет более сдержанной

    В архитектурной среде не могло остаться без внимания резкое заявление председателя КНР Си Цзиньпиня о его крайнем недовольстве странной архитектурой, наводнившей страну, не в последнюю очередь имея в виду здание Центрального Китайского ТВ в Пекине. Он считает, что иностранные архитекторы сделали из Китая что-то вроде полигона для своих испытаний, чему пора положить конец. В этом Стив Макконнел увидел запрос на более зрелые и понятные проекты, и считает, что Китай в скором времени ждет волна построек, отличающихся неброскостью и утилитарностью.

  • Дерево и грязь в качестве стройматериалов

    Сейчас C.F. Møller Architects работает над одним из самых высоких в мире небоскребов из дерева. Новые перекрестно-клееные панели не только дают архитекторам возможность стремиться все выше и выше, но и на много порядков лучше с точки зрения огнеупорности, чем обычное дерево. Другим прото-индустриальным материалом вполне может стать грязь, по-прежнему используемая в строительстве домов в Австралии, Южной Африке и некоторых южных штатах США. Вейер надеется, что потенциал этих необычных материалов приведет к переоценке некоторых привычных типов здания, и что подобная тенденция затронет и другие технологические сферы.