Легенда о Димаксионе
Таким видели транспорт будущего в 30-х годах прошлого века.
20 Июнь
-
В первой половине прошлого века инженер Ричард Фуллер (Richard Fuller) реализовал смелую идею — построил скоростной автомобиль с каплеобразным кузовом. Название модели Dymaxion происходит от сочетания двух слов или качеств: dynamic и maximum. Со стороны машина напоминала кабину бомбардировщика, со специально сделанной аэродинамической формой корпуса. В проекте было предусмотрено, что такой автомобиль будет разгоняться до 190 км/час. Но главной особенностью этого прототипа всех «минивэнов» стало то, что колес было всего три — два спереди и одно сзади. Подобная конструкционная особенность позволяла Dymaxion делать полный разворот на одном месте.
Гений изобретателя-утописта подсказал использовать сразу два двигателя, вопрос о системе управления при этом отошел на второй план. На первом месте стояли высокие технические характеристики. В итоге получилось так, что первый мотор Ford V8 размещался в задней части корпуса и передавал 86 лошадиных сил передним колесам. Второй двигатель вполне «логично» находился под сиденьем шофера и крутил заднее рулевое колесо.
Назло завистникам «огурец на колесах» все-таки ездил вместе с одиннадцатью пассажирами. И кто знает, может автомобиль-дирижабль достиг бы рекордной скорости, не случись досадной аварии во время Чикагской ярмарки 1933 года. Тогда на выезде с ее территории Dymaxion перевернулся прямо у ворот. За рулем погиб знаменитый гонщик Френсиса Тернера, а двое экспертов, также находившихся внутри, получили тяжелые увечья. Сенсация обернулась скандалом. Газетчики окрестили детище Фуллера машиной-убийцей, что, вероятно, отпугнуло последних инвесторов.
За 80 лет история стерла из памяти образ Dymaxion. Из трех построенных автомобилей опытного образца только второй случайно пережил годы войны и после реставрации был выставлен в Национальном Автомобильном Музее в США. Зато остальные наработки революционера-конструктора прочно вошли в стиль современной архитектуры. Самым ярким примером воплощения в жизнь идей Ричарда Фуллера стал геодезический купол— пространственная сетчатая оболочка из металлических стержней.