Хроника боли

Главные вехи новейшей истории в фотографиях премии World Press Photo.

Иван Дукарт,
29 мая
-

29 мая в галерее на «Красном октябре» открылась выставка победителей международной премии Word Press Photo, на которой будут представлены лучшие журналистские фотоработы 2012 года. Финал конкурса прошел в феврале в Амстердаме. На нем был объявлен список из 200 фотографий, которые отражают главные проблемы современности, показывают ключевые события прошедшего года и представляют не только информационную ценность, но и художественную, являясь настоящими произведениями актуального искусства. Trendymen.ru решил посмотреть, какие темы волновали фотожурналистов в разные годы и проследить, как развивалась премия за все время своего существования.

Word Press Photo — это независимая организация, которая была основана в 1955 году и находится под личным покровительством принца Константина Нидерландского. Одна из главных целей организации — стимулировать изменения в фотожурналистике, установить высокие профессиональные стандарты и содействовать неограниченному и постоянному обмену информацией и знаниями мирового сообщества. 

Фото-история

Во все годы существования премии, работы, представленные на конкурс, являлись объективным отражением современной реальности. Однако, чаще всего, главную награду получали фотосюжеты, связанные с военными конфликтами, драматизмом и ужасами, которые неизменно их сопровождают. Так, «Фотографией года» в 1956 году стало изображение встречи немецкого пленника со своей дочерью после окончания Второй Мировой войны. 

3


Одним из самых знаменитых кадров, победивших в главной номинации конкурса, стала фотография буддийского монаха, совершившего акт самосожжения в 1963 году как выражение позиции против преследования буддистов во Вьетнаме.

2


В 1968 году первое место занял снимок, на котором глава южновьетнамской полиции собственноручно производит казнь подозреваемого в связи с Вьетконгом — Национальным фронтом освобождения Южного Вьетнама.

1

Не менее известен снимок 1972 года, на котором вьетнамские дети убегают из деревни, случайно попавшей под сброс напалма американскими военными.

0

Развитие цветной фотографии дало фотожурналистам возможность сделать свои снимки еще более драматичными. На тематике фотографий это, однако, никак не отразилось. Все то же: война, боль, страдания, смерть. Менялась только территория, на которой были сделаны снимки.

Так, в 1990 году «Фото года» стал снимок семьи, оплакивающей мужчину, который погиб в результате подавления протестов против решения югославских властей отменить автономию Косово.

0


Однако не только война рушит жизни людей. В 2004 году главную премию взял автор фотографии женщины, оплакивающей своего родственника, погибшего в результате сильнейшего цунами на побережье Индонезии. Эта катастрофа унесла жизни более чем 200 000 человек.

0

В 2012 году лучшей была признана фотография, на которой женщина прижимает к груди свеого 18-летнего сына, раненого в ходе демонстрации против йеменского президента.

0


Главный приз «Фото года» в этом году получил Пол Хансен за снимок палестинцев с погибшими детьми на руках.

12

Кстати, вокруг этого снимка чуть было не разгорелся скандал, когда независимая комиссия предъявила автору обвинения в чрезмерной цифровой обработке. Однако руководство WPP проверило фотографию и категорически опровергло все претензии: все, что сделал фотограф — это подкорректировал цвета, чтобы добавить драматизма в и без того ужасающую картину. Такое, по правилам конкурса, не возбраняется. 

Фотограф или человек

Несмотря на очевидную ценность всех этих снимков, наиболее частый вопрос, который задается в адрес Word Press Photo, — насколько правильно награждать фотожурналистов за работы, демонстрирующие смерть, страдание и боль людей?

Из года в год призовые места занимают фотографии, сделанные из горячих точек: Палестина, Сирия, Судан, Афганистан и т.д. Занимая нейтральную позицию, репортеры честно показывают нищету, насилие, смерть и прочие ужасы войны. Фотографии получаются очень драматичные и наполненные глубоким смыслом, однако в чем здесь заслуга фотографа? В том, что он приехал в гущу конфликта и, подчас рискуя жизнью, снял то, что там происходит? Но когда видишь фото человека, которого пытают в тюрьме, или обезображенного мертвого солдата, плавающего в нефтяной луже, неизменно возникает вопрос: что в этот момент чувствовал фотограф? Испытывал ли он хоть какие-то этические противоречия, фотографируя мертвецов или страдающих людей, или он делал снимок механически, думая только о том, какой ракурс лучше выбрать и как передать светотень.

Нужны ли такие фотографии и нужна ли эта премия вообще — вот вопрос, который стоит задать себе, прежде чем посетить выставку.  Да, снимки потрясают, они действительно сделаны качественно и профессионально, но каждое такое фото, скорее всего, снято человеком, в котором профессионализм вытеснил надоедливые этические предрассудки.

Выставка Word Press Photo 2013 продлится до 30 июня.

Выберите параметры рассылки

Пожалуйста, уточните желаемый вариант получения рассылки: