Solar Impulse 2

Редакция Trendymen первой в России побывала на презентации главного зеленого самолета.

2 Декабрь
-

Прелюдия

Нашу редакцию позвали на первую презентацию амбициозного швейцарского проекта, авторы которого собираются, ни много ни мало, перевести весь мир на обновляемые источники энергии. В качестве подробнейшей иллюстрации идеи, компания создала первый в мире самолет, умеющий летать без единой капли горючего. Подобные проекты уже были и раньше, но еще ни один из них не мог похвастать настолько продуманной системой. И еще ни разу в воздух не поднимался пилотируемый аппарат, который способен функционировать не только днем, но и ночью — и все за счет солнечных батарей. 

 

Что это



Проект Solar Impulse стартовал только благодаря непреходящей вере его создателей в чудеса — ничем иным объяснить успешную реализацию проекта просто невозможно. Амбициозной идею самолета, не использующего ни капли горючего, тоже назвать сложно. Это уже ближе к научной фантастике. 

Впрочем, научная фантастика, как таковая, давно и незаметно прочно прописалась в нашей повседневной жизни, так что пора срочно прекратить удивляться реализации внешне совершенно невероятных идей. Итак, хватит пустых дифирамбов, давайте остановимся на конкретике. Solar Impuls — это действительно первый в мире пилотируемый (что важно) самолет, способный и днем, и ночью летать только за счет солнечной энергии. Почему это интересно кому-то, кроме самих инициаторов проекта? Ну, хотя бы потому, что уже первый состоявшийся полет — прямое доказательство искусственности той самой «нефтяной иглы», на которой сидит вся планета. 

Эта крылатая революция практически полностью изготовлена из углеродного волокна и обладает размахом крыльев Boing 747. При том, вся масса самолета вполне сравнима с весом небольшого автомобиля и составляет всего 1 600 кг. 

Чтобы добиться такого результата потребовалось целых семь лет. Семь лет напряженной работы, бесконечных расчетов, моделирования и испытаний группой из 80 человек, не считая сотни привлеченных со стороны специалистов. 

Ничего подобного не строилось никогда раньше. Огромные крылья Solar Impuls покрывают 12000 солнечных батарей. Они питают четыре электродвигателя с возобновляемыми источниками энергии. Днем солнечные батарей под завязку заряжают литиевые аккумуляторы, которые позволяют самолету летать и по ночам. 

Бертран Пикар и Андре Боршберг выполнили практически невозможный проект — так, по крайней мере, считали видные эксперты авиастроения.  Партнерство получилось крайне продуктивным: вдвоем предприниматели умудрились охватить все необходимые для развития идеи сферы. Пикар, получивший, в свое время образование психиатра сумел заинтересовать и привлечь инвесторов; инженер и предприниматель Боршберг собрал и, впоследствие, возглавил группу из 80-ти технических специалистов. 

 

Персоналии

Андре Боршберг (слева) и Бертран Пикар на фоне кабины Solar Impuls 2 

Андре Боршберг

Швейцарский бизнесмен и пилот, сооснователь компании Solar Impuls. Именно он сел за штурвал первого самолета, совершившего самый длинный в истории человечества перелет без горючего. Боршберг стал самым подходящим кандидатом на роль пилота проекта: за плечами у него более 20 лет службы в Военно-воздушных силах Швейцарии. Кроме того, предпринимательский навык Андре позволил реализовать мягко говоря утопичную идею проекта в жизнь. Как генеральный директор компании, он сумел объединить более 70 человек в единый механизм, ориентированный только на успех — какой бы далекой ни была цель. 

Бертран Пикар

Швейцарский психиатр Бертран Пикар был очарован полетом с самого детства — что, учитывая историю его семьи, совсем не удивительно. И отец, и дед Пикара были известными воздухоплавателями и изобретателями. Естественно, что выросший в такой атмосфере Бертран просто не мог не пойти по их пути. Именно он главный мечтатель Solar Impuls, свято убежденный в том, что самое главное для любого дела — искренне верить в реальность его исполнения. 

 

Первый полет

Никакое чутье и предчувствие не могут оправдать в глазах инвесторов настолько рискованный проект. Другое дело— практические испытания. Solar Impulse 1, первый в мире пилотируемый летательный аппарат на солнечной энергии, способный функционировать и ночью, поднялся в воздух и пересек два континента.


Эту запись участники проекта делали по результатам первого полета. Помимо прочего, здесь они встречаются с одним из поддержавших проект инвесторов — Ричардом Бренсоном из Virgin Galactic. 

После этого сомневаться в целесообразности вложений перестали даже законченные скептики: пара новаторов Пикар-Боршберг продемонстрировала всю доступность использования чистых технологий и возобновляемых источников энергии. 

За первый полет Solar Impulse 1 поставил целых 8 мировых рекордов. Но и Пикар, и Боршберг не готовы останавливаться на достигнутом: в планах предпринимателей запустить в воздух вторую версию аппарата.

 

 

Solar Impulse 2

Solar Impulse 2 получит практически неограниченную автономию. Полет вокруг земного шара — без капли горючего и без приземлений. Здесь техникам придется учитывать еще один немаловажный фактор: удобства пилота, которому предстоит в одиночку совершить этот, без преувеличения, легендарный перелет. 


Кадры одного из первых тестовых полетов Solar Impuls 2, снятых при помощи GoPro.

5 дней и ночей, над океанами, с континента на континент. Неделя жизни в кабине размером 3,8 м3, каждая деталь которой максимально заточена под необходимости пилота. 


Небольшая зарисовка, на которой запечатлены и участники проекта, и сам полет.

Полет второго самолета проекта стартует уже в следующем году. 15 апреля пилот, на чьей совести будет лежать возможность нового мирового рекорда, поднимет Solar Impuls 2 с аэродрома Военно-воздушных сил Швейцарии и отправится в опасное путешествие, результаты которого вполне могут перевернуть представление людей о чистых и возобновляемых источниках энергии. 

 

Dassault Systèmes

Для разработки второго варианта Solar Impulse инженеры использовали технологии компании Dassault Systèmes. Тестировать все новые наработки на живом макете — значило бы тратить годы и годы лишней работы. Эту проблему вполне решила платформа 3DEXPERIENCE, которая позволила техникам провести все необходимые расчеты.

Приложения CATIA и ENOVIA, от мирового лидера в области решений для 3D-проектирования, помогли в точности разработать и внешний вид самолета и технически важные элементы управления.

 

Технические характеристики Solar Impulse 2 

Высота полета 8500 м
Номинальная масса 2300 кг
Крейсерская скорость 70 км/ч
Размах крыла 72 метра
Силовая установка: четыре двигателя 7,35 кВт, Li-Po аккумуляторы.
Четыре винта, диаметра 3,5 метра
Масса 400 кг.
Солнечные батареи

 

Когда полетим и что это будет

Уже 15 апреля 2015 года второй, усовершенствованный самолет поднимется в воздух, чтобы поставить несколько новых мировых рекородов. У нас, после посещения презентации, не осталось никаких сомнений — еще десяток-другой лет и подобная технология станет использоваться повсеместно. Андре Боршберг и Бертран Пикар уже проделали громадную работу и вполне заслуживают того, чтобы их имена были известны всем — как имена по-настоящему увлеченных пионеров новых, чистых технологий.