Solar Impulse 2
Редакция Trendymen первой в России побывала на презентации главного зеленого самолета.
Прелюдия
Нашу редакцию позвали на первую презентацию амбициозного швейцарского проекта, авторы которого собираются, ни много ни мало, перевести весь мир на обновляемые источники энергии. В качестве подробнейшей иллюстрации идеи, компания создала первый в мире самолет, умеющий летать без единой капли горючего. Подобные проекты уже были и раньше, но еще ни один из них не мог похвастать настолько продуманной системой. И еще ни разу в воздух не поднимался пилотируемый аппарат, который способен функционировать не только днем, но и ночью — и все за счет солнечных батарей.
Что это
Проект Solar Impulse стартовал только благодаря непреходящей вере его создателей в чудеса — ничем иным объяснить успешную реализацию проекта просто невозможно. Амбициозной идею самолета, не использующего ни капли горючего, тоже назвать сложно. Это уже ближе к научной фантастике.
Впрочем, научная фантастика, как таковая, давно и незаметно прочно прописалась в нашей повседневной жизни, так что пора срочно прекратить удивляться реализации внешне совершенно невероятных идей. Итак, хватит пустых дифирамбов, давайте остановимся на конкретике. Solar Impuls — это действительно первый в мире пилотируемый (что важно) самолет, способный и днем, и ночью летать только за счет солнечной энергии. Почему это интересно кому-то, кроме самих инициаторов проекта? Ну, хотя бы потому, что уже первый состоявшийся полет — прямое доказательство искусственности той самой «нефтяной иглы», на которой сидит вся планета.
Эта крылатая революция практически полностью изготовлена из углеродного волокна и обладает размахом крыльев Boing 747. При том, вся масса самолета вполне сравнима с весом небольшого автомобиля и составляет всего 1 600 кг.
Чтобы добиться такого результата потребовалось целых семь лет. Семь лет напряженной работы, бесконечных расчетов, моделирования и испытаний группой из 80 человек, не считая сотни привлеченных со стороны специалистов.
Ничего подобного не строилось никогда раньше. Огромные крылья Solar Impuls покрывают 12000 солнечных батарей. Они питают четыре электродвигателя с возобновляемыми источниками энергии. Днем солнечные батарей под завязку заряжают литиевые аккумуляторы, которые позволяют самолету летать и по ночам.
Бертран Пикар и Андре Боршберг выполнили практически невозможный проект — так, по крайней мере, считали видные эксперты авиастроения. Партнерство получилось крайне продуктивным: вдвоем предприниматели умудрились охватить все необходимые для развития идеи сферы. Пикар, получивший, в свое время образование психиатра сумел заинтересовать и привлечь инвесторов; инженер и предприниматель Боршберг собрал и, впоследствие, возглавил группу из 80-ти технических специалистов.
Персоналии
Андре Боршберг
Швейцарский бизнесмен и пилот, сооснователь компании Solar Impuls. Именно он сел за штурвал первого самолета, совершившего самый длинный в истории человечества перелет без горючего. Боршберг стал самым подходящим кандидатом на роль пилота проекта: за плечами у него более 20 лет службы в Военно-воздушных силах Швейцарии. Кроме того, предпринимательский навык Андре позволил реализовать мягко говоря утопичную идею проекта в жизнь. Как генеральный директор компании, он сумел объединить более 70 человек в единый механизм, ориентированный только на успех — какой бы далекой ни была цель.
Бертран Пикар
Швейцарский психиатр Бертран Пикар был очарован полетом с самого детства — что, учитывая историю его семьи, совсем не удивительно. И отец, и дед Пикара были известными воздухоплавателями и изобретателями. Естественно, что выросший в такой атмосфере Бертран просто не мог не пойти по их пути. Именно он главный мечтатель Solar Impuls, свято убежденный в том, что самое главное для любого дела — искренне верить в реальность его исполнения.
Первый полет
Никакое чутье и предчувствие не могут оправдать в глазах инвесторов настолько рискованный проект. Другое дело— практические испытания. Solar Impulse 1, первый в мире пилотируемый летательный аппарат на солнечной энергии, способный функционировать и ночью, поднялся в воздух и пересек два континента.
Эту запись участники проекта делали по результатам первого полета. Помимо прочего, здесь они встречаются с одним из поддержавших проект инвесторов — Ричардом Бренсоном из Virgin Galactic.
После этого сомневаться в целесообразности вложений перестали даже законченные скептики: пара новаторов Пикар-Боршберг продемонстрировала всю доступность использования чистых технологий и возобновляемых источников энергии.
За первый полет Solar Impulse 1 поставил целых 8 мировых рекордов. Но и Пикар, и Боршберг не готовы останавливаться на достигнутом: в планах предпринимателей запустить в воздух вторую версию аппарата.
Solar Impulse 2
Solar Impulse 2 получит практически неограниченную автономию. Полет вокруг земного шара — без капли горючего и без приземлений. Здесь техникам придется учитывать еще один немаловажный фактор: удобства пилота, которому предстоит в одиночку совершить этот, без преувеличения, легендарный перелет.
Кадры одного из первых тестовых полетов Solar Impuls 2, снятых при помощи GoPro.
5 дней и ночей, над океанами, с континента на континент. Неделя жизни в кабине размером 3,8 м3, каждая деталь которой максимально заточена под необходимости пилота.
Небольшая зарисовка, на которой запечатлены и участники проекта, и сам полет.
Полет второго самолета проекта стартует уже в следующем году. 15 апреля пилот, на чьей совести будет лежать возможность нового мирового рекорда, поднимет Solar Impuls 2 с аэродрома Военно-воздушных сил Швейцарии и отправится в опасное путешествие, результаты которого вполне могут перевернуть представление людей о чистых и возобновляемых источниках энергии.
Dassault Systèmes
Для разработки второго варианта Solar Impulse инженеры использовали технологии компании Dassault Systèmes. Тестировать все новые наработки на живом макете — значило бы тратить годы и годы лишней работы. Эту проблему вполне решила платформа 3DEXPERIENCE, которая позволила техникам провести все необходимые расчеты.
Приложения CATIA и ENOVIA, от мирового лидера в области решений для 3D-проектирования, помогли в точности разработать и внешний вид самолета и технически важные элементы управления.
Технические характеристики Solar Impulse 2
Высота полета 8500 м
Номинальная масса 2300 кг
Крейсерская скорость 70 км/ч
Размах крыла 72 метра
Силовая установка: четыре двигателя 7,35 кВт, Li-Po аккумуляторы.
Четыре винта, диаметра 3,5 метра
Масса 400 кг.
Солнечные батареи
Когда полетим и что это будет
Уже 15 апреля 2015 года второй, усовершенствованный самолет поднимется в воздух, чтобы поставить несколько новых мировых рекородов. У нас, после посещения презентации, не осталось никаких сомнений — еще десяток-другой лет и подобная технология станет использоваться повсеместно. Андре Боршберг и Бертран Пикар уже проделали громадную работу и вполне заслуживают того, чтобы их имена были известны всем — как имена по-настоящему увлеченных пионеров новых, чистых технологий.