У нас не ездят

7 городов, отказывающихся от автомобилей уже сейчас.

20 Январь
-

Сколько времени должно пройти, прежде чем эйфория от достижений прогресса сменится раздражением и желанием вернуться в старые добрые времена? На примере автомобилей можно с уверенностью сказать, что менее ста лет. Примерно столько потребовалось европейским и не только столицам, чья городская планировка в определенный момент просто перестала вмещать постоянно растущий трафик. Мы посмотрели, как с этой проблемой борются в 7 крупных городах, прикинув, сколько еще ждать, прежде чем их опыт будет востребован по всему миру. 

  • Мадрид. Испанская столица за несколько последних лет ограничила движение на автомобиле по главным историческим улицам и планирует проделать то же самое еще с 24. Сейчас штрафы за въезд в car-free зоны составляют от 100 долларов, а за вождение особо неэкологичного транспорта и того больше.

  • Париж. Удачный прошлогодний опыт парижского муниципалитета, в ходе которого за считанные дни удалось на 30% снизить уровень загрязнения воздуха, вполне может стать рабочим инструментом регулирования трафика. Суть его состоит в том, что движение в разные дни недели попеременно разрешено автомобилям с четными и нечетными номерами. Все, что для этого нужно — это много камер и дорожной полиции, а также массовое оповещение, чтобы избежать «случайных жертв» неосведомленности. Создание альтернативы в виде развития велосипедной культуры также не помешало бы, но с этим все в порядке. По крайней мере, в Париже.

  • Чэнду. Если в новых районах больших городов, где растущий трафик сразу закладывается в схему зонирования, автомобильная проблема пока не стоит так остро, то в проектах городов будущего ее вообще может не возникнуть. На примере города-спутника Чэнду, в котором до любого нужного места можно пешком добраться за 15 минут, видно, что автомобилям предоставлена лишь периферийная часть населенного пункта, связывающая его с остальным миром. Город на 80 000 человек должен был быть построен к 2020 году, но, судя по глобальности проблем, которые приходится решать, процесс затянется. 

  • Гамбург. Город-государство Гамбург в стране, традиционно гордящейся своими автомобильными традициями, вполне нормально относится к передвижению этим способом и не ограничивает проезд даже по центральной части. Между тем, здесь намного проще передвигаться пешком или на велосипеде, тем более глобальная программа Green Network поощряет и создает все условия именно для таких экологически-активных граждан.

  • Хельсинки. Столица Финляндии также планирует отказываться от авто, начиная с краев города, то есть за счет проектирования новых районов, где удобно перемещаться пешком и на велосипеде, ну, или в крайнем случае на общественном транспорте или такси. Уже сейчас огромной популярностью там пользуются приложения по поиску попутчиков или недорогого такси, что делает содержание собственного автомобиля просто экономически невыгодным занятием.

  • Милан. Задавать моду всему миру для Милана не впервой, так что их стратегия по очищению города от автомобилей отличается характерной изящностью. Муниципалитет просто предлагает бесплатные ваучеры на проезд в общественном транспорте тем, кто решил в этот день оставить свое авто дома. Специальное устройство с GPS, подключенное к транспортному средству, отслеживает его местонахождение и дает «зеленый свет» на поощрение владельцу, если тот оставил автомобиль дома. Согласны, что мера весьма спорная, но она хотя бы позволяет сохранить подобие выбора.

  • Копенгаген. Дания одной из первых столкнулась с транспортным коллапсом еще в 60-х годах и с тех пор не прекращает деятельности по расчистке своей столицы от четырехколесного транспорта. Мерилом же их успеха на этом непростом поприще может стать хотя бы то, что Копенгаген во всем мире считается раем для велосипедиста. Более 300 километров дорожек, по которым около половины населения города добирается до работы, ежегодно приростают новыми маршрутами, что формирует не просто car-free инфраструктуру, а сам стиль жизни горожан.