Christie’s ставит на русских

В июне на аукционные торги Christie’s будут выставлены 199 произведений искусства, созданные знаменитыми русскими художниками.

15 Май
-
На русские торги Christie’s, которые состоятся 9 июня, будет выставлено 199 произведений русского искусства, включающих в себя работы Ивана Айвазовского, Василия Шухаева, Василия Поленова, Олега Васильева, Ивана Похитонова и Фаберже. Эстимейты лотов варьируются от £400 до £450,000.
 
Полотно Ивана Айвазовского (1817-1900) «Украинская жатва», датированное 1857 годом, было написано художником в период его творческого расцвета (эстимейт £350,000–450,000). На холсте «Украинская жатва» Малороссия предстает перед нами как земля необъятных просторов и бескрайних пшеничных полей, простирающихся за горизонт. Эта работа зачаровывает зрителей не меньше, чем знаменитые морские пейзажи мастера.

Christie’s, аукционы, русское искусствоИван Айвазовский, «Украинская жатва», 1857


Мотив с изображением низкого горизонта и живописных украинских хуторов повторяется и в более поздних работах автора, например, на картинах «Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца» (1862, Государственный Русский музей) и «Обоз чумаков» (1862, Феодосийская картинная галереи им. И.К. Айвазовского). Увиденный в ином ракурсе хутор с ветряной мельницей предстает перед нами в свете жаркого полуденного солнца.

Для произведений этой серии характерна точная передача местного колорита и пристальное внимание к деталям. В отличие от поздних композиций, на картине «Украинская жатва» заметно отсутствие человеческих фигур. Айвазовский лишь указывает на неизменное присутствие человека, изображая проходящую через пшеничное поле тропинку и виднеющийся вдалеке хутор. Это придает сцене ощущение тишины, прерываемой только трелью птиц, кружащих над пшеничным полем.

Небо, играющее столь важную роль в украинской серии Айвазовского, заполняет большую часть пространства холста, передает могущество природы и дает понять, что человек – лишь ее малая часть. Айвазовский сам считал, что его лучшими произведениями являются те, в которых ему удалось запечатлеть свет солнечных лучей. Теплая, с золотыми оттенками, палитра «Украинской жатвы» наполняет произведение мечтательностью и придает душевный настрой.

На торги также будет выставлена марина Айвазовского под названием «Уцелевший» 1892 года (эстимейт £250,000–350,000). Данная картина была написана под впечатлением от трансатлантического путешествия в Америку, предпринятого Айвазовским в 1892 году. Образ человека, беззащитного перед всепоглощающей мощью природы, является одним из центральных в творчестве художника.

Композиция полотна включает в себя бушующие волны, крутые скалы и штормовое небо. Все эти элементы восстали против одинокого человека, пережившего кораблекрушение. Концентрированный свет и темные тона производят практически театральный эффект, призывающий зрителя осознать весь драматизм ситуации.

Полотно «Финская деревня. Крыши» по праву считается одной из самых интересных работ, созданных Василием Шухаевым (1887-1973) во время его пребывания в Финляндии (эстимейт £300,000–500,000). В 1920 году Шухаев покидает охваченную гражданской войной Советскую Россию и поселяется в финской пограничной деревушке Мустамяки, где с нетерпением ожидает получения французской визы, открывавшей ему дорогу в столицу культуры русской эмиграции – Париж.

Christie’s, аукционы, русское искусствоВасилий Шухаев, «Финская деревня. Крыши», около 1920 года


Серия произведений, выполненных Шухаевым в Финляндии, была создана под влиянием эмоциональных переживаний покинувшего родину художника, что интереснейшим образом повлияло на его живописную манеру. Строгая охряная цветовая гамма, угловатые очертания предметов, колючие формы голых деревьев, тянущих ветви к бледному серому небу, и острые крыши изб составляют основу композиционно-колористического решения картины «Финская деревня. Крыши». Работа была показана художником вскоре после его прибытия в Париж на легендарной выставке русского искусства в галере Ла Боэси, а позже – в рамках его совместной с Александром Яковлевым выставки в галерее Барбазанж.
 
В сентябре 1876 года Василий Поленов под предводительством генерала Черняева отправился на театр русско-турецкой войны. Одно из своих впечатлений от военных действий Поленов запечатлел в работе «Девушка в дозоре. Герцеговина». В 1887 году, через год после создания, работа была оценена в 600 рублей. На сегодняшний день ее эстимейт составляет £70,000–90,000.
 
В 1893 году Иван Похитонов (1850-1923) жил большей частью в пригороде Льежа (Бельгия), куда он переехал из Парижа к своей сестре Анастасии и ее семье. В это время Похитонов познакомился с семьей бельгийского инженера Огюста Коллона, который несколько лет провел в Баку, занимаясь разработкой проектов, связанных с нефтяной промышленностью.

Три работы Похитонова, выставляемые на июньские торги, – «Коровы на затопленном лугу» (эстимейт £12,000–15,000), «Заснеженный пейзаж» (эстимейт £10,000–15,000) и «Игра в шары» (эстимейт £25,000–35,000, на иллюстрации слева) – подписаны художником и сопровождены посвящениями тому или иному члену семью Коллон, в собственности наследников которой они и находились до сегодняшнего дня.
 
Маревна (Мария Брониславовна Воробьева-Стебельская) (1892-1984) признана многими экспертами как одна из первых художниц-женщин, работавших в стиле кубизма. Дочь польского дворянина, она в 1910 году поступила в Строгановское училище, а в 1912 году переехала в Париж, где сблизилась с Жоржем Браком, Марком Шагалом, Анри Матиссом, Фернаном Леже, Амедео Модильяни и Пабло Пикассо.

«Натюрморт с геранью» (эстимейт £30,000–40,000), датированный 1917 годом, это относительно ранняя работа художницы, для которой уже характерен смелый композиционный подход. В работе также заметно влияние мексиканского художника Диего Риверы, с которым у Маревны на тот моменты был роман.
 
Две работы Олега Васильева (род. 1931) – «Березняк на окраине Москвы» (эстимейт £60,000–90,000, на иллюстрации слева) и «После дождя» (эстимейт £40,000–60,000) – принадлежат к серии ностальгических пейзажей, написанных художником в 1993 году. В обеих работах заметно влияние русской пейзажной школы XVIII века, в частности живописи Левитана и Куинджи.

Выписанные с практически фотографической точностью пейзажи залиты неярким, но всепроникающим светом, что является результатом влияния на творчество Васильева пространственной философии его учителя Владимира Фаворского. В обоих случаях свет используется как способ расширения пространства холста и призывает зрителя задуматься над тем, что лежит за его пределами.  

В данной секции декоративно-прикладного искусства на торги Christie’s будут выставлены изделия из фарфора и серебра, работы Фаберже, предметы военной амуниции и другие произведения русского декоративно-прикладного искусства.  

Фигурка слона из цельного куска нефрита с бриллиантовыми глазами работы Фаберже 1900 года (высота около 12 сантиметров) оценена экспертами Christie’s в £40,000–60,000. Одним из самых известных коллекционеров фигурок животных работы Фаберже была императрица Мария Федоровна, в собрании которой находилось более 100 экземпляров.  

В числе топ-лотов секции вниманию коллекционеров также будет представлен альбом с обложкой из позолоченного серебра с эмалью гильоше, перегородчатой и выемчатой эмалью, датированный 1875 годом с клеймом мастерской Павла Овчинникова. Эстимейт альбома составляет £100,000–150,000.