Оскар 2012: «Хранитель времени»

Монтажер Тельма Шунмейкер о том, как делались самые захватывающие сцены «Хранителя времени».

29 февраля
-
«Хранитель времени» Мартина Скорсезе получил в 2012 году 5 Оскаров, и был номинирован еще на 6, в том числе на лучший монтаж (приз в этой номинации в результате ушел к «Девушке с жемчужной сережкой»). Монтажер фильма Тельма Шунмейкер рассказала, как происходила работа над самой напряженной сценой фильма.
Кадр из фильма «Хранитель времени» 
Как это выглядит
В этой сцене Мартин (Скорсезе — прим. Trendymen.ru) хотел сделать так, чтобы зрители постепенно, но не сразу поняли, что это просто кошмар. Обычно подобные сцены снимаются следующим образом: показывают мальчика, спускающегося на пути, поднимающего ключ, затем показывают поезд, движущийся по путям, затем снова мальчика, оборачивающегося на поезд, и в страхе спрыгивающий с путей. Мартин же снял это следующим образом: мальчик не замечают даже вибрацию рельсов. Он продолжает смотреть на ключ и не реагировать, даже когда машинист и кочегар поезда видят человека на рельсах и начинают кричать. Наконец, он медленно поднимает глаза. Он не спрыгивает с рельсов. Он просто оглядывается. Мы видим несущийся поезд, затем снова мальчика, остающегося на путях. И, тут, наконец, он реагирует. 


Что ощущает зритель 
Зритель чувствует, что происходит что-то странное. Почему мальчик не реагирует? И тогда он начинает постепенно осознавать: наверное, это все происходит не на самом деле. Но сцена сделана таким образом, что это понимание приходит очень медленно. В полной мере осознаешь, что это был кошмар только когда поезд прорывается через окно на улицу, и мальчик садится на кровати. Для меня было очень важно смонтировать эту сцену именно таким образом...из многих имеющихся вариантов...чтобы зритель очень медленно осознавал: что-то не так, тут что-то странное. Это не классический способ монтажа, и мы долго работали над этой сценой.
Кадр из фильма «Хранитель времени» 
Принятие решений
В монтажной комнате ежедневно принимаются тысячи решений: как долго эта сцена должна продолжаться? Сколько раз мы покажем мальчика и что он будет делать в каждый из этих раз? Когда мы должны показать вибрирующие рельсы? Как быстро кочегар и машинист заметят мальчика? Насколько мы можем оставить мальчика на путях, когда он уже заметил поезд? Мы очень долго решали, сколько должно длиться каждое действие, и что показывать между кадрами с мальчиком. 
Кадр из фильма «Хранитель времени» 
Сходство с другими фильмами
Эта сцена похожа на момент в «Славных парнях» (фильм Мартина Скорсезе 1990 года  — прим. Trendymen.ru), когда Джо Пеши спрашивает «А что во мне такого смешного?». Тогда мы с Мартином очень долго экспериментировали, прежде чем решить, насколько камера может остановиться на Рее Лиотта. Тот знает, что он попал в сложную ситуацию, и если скажет что-то не то, его могут убить. Он сидит, лихорадочно думая, что же сказать в ответ. И, наконец, он говорит: «Да ладно, Томми», и разряжает обстановку. При ином раскладе его могли пристрелить. Мы сделали 4 или 5 вариантов этой сцены, с разной по продолжительности паузой. Мы ждали 9 секунд или 6 секунд — и это имело значение. 

Монтаж на площадке
Крупный или средний план, или одновременно и то, и другое? Это решение чрезвычайно важно для каждой сцены в фильме. В сцене из «Славных парней» Мартин специально не использовал крупные планы. Он хотел показать людей вокруг Джо Пеши и Рея Лиотта. Сначала они смеются, потом постепенно замолкают, а затем начинают сильно нервничать. Крупный план появляется только когда приходит владелец клуба и просит Джо Пеши оплатить счет. Режиссер должен знать свои собственные инструменты. Совсем не обязательно использовать быстрое приближение плана, как это сейчас часто делается.

Выберите параметры рассылки

Пожалуйста, уточните желаемый вариант получения рассылки: