Оскар 2012: «Полночь в Париже»
Художник-постановщик Энн Сейбель о том, как воссоздать стиль и атмосферу Парижа 1920-х годов.
1 Март
-
«Полночь в Париже» — самый удачный фильм Вуди Аллена за последние несколько лет был номинирован на 4 статуэтки «Оскар». Одна из номинаций — за лучшую работу художника-постановщика.
Художник-постановщик работает над декорациями фильма, все тем, что вокруг актеров. Это включает очень многое. Работа художника-постановщика начинается с чайной ложки, которую держит герой, и до дома в котором он живет. В «Полночи в Париже» я начала с поисков мест для съемок. Например, виды Парижа, с которых Вуди начал фильм, выбирала я. Я также придумывала декорацию интерьерных съемок. Затем по моему проекту декорации изготавливали, собирали, подбирали для них мебель и аксессуары, которые я затем расставляла в нужном порядке по съемочной площадке. Вуди дал мне карт-бланш на подбор вариантов. Я сама пыталась понять, чего он хотел в результате, и старалась воссоздать тот Париж, о котором он мечтал в молодости.
Точно воссоздать реальность невозможно. Декорации основаны во многом на том, как эпоху представляет зритель. Но, конечно, они требуют тщательной работы с источниками. Я провела 2 месяца детально изучая все связанное с эпохой 1920-х годов: читала книги, смотрела видео, рассматривала картины. Не обязательно всегда использовать исторически достоверные вещи. Часто все на съемочной площадке — фальшивка, но если декорация сделана хорошо — это незаметно. Когда мы снимали «Марию Антуанетту», мы почти не работали в Версале, но по фильму этого не скажешь.
Сцену в Мулен Руж мы снимали в современном концертном зале с черным блестящим полом. Я изучила отзывы современников и поняла, что главными элементами декорациями должны были стать деревянный пол (1), балкон (2), люстра (3) и балюстрада (4), которых не было в нашем зале. Тогда я подумала, что если мы построим их в современном помещении, общий образ совпадет, даже если детали будут отличаться. Опять таки, главное в кино — это общее впечатление, а не детали. В сцене в Мулен Руж также очень важен свет. Помимо большой люстры в центре, я повесила в зале гирлянды из ламп (5) и сделала светильники на стенах (6). Лампы нам пришлось заказать в Германии, чтобы добиться нужного эффекта освещения — желтоватого, немного тусклого.
Для уличных съемок нам пришлось заменить лампочки во всех фонарях. Сейчас используются энергосберегающие лампы, которые дают зеленоватый свет. Это не вписывалось в атмосферу фильма, поэтому мы заменили их на старые, желтоватые, или же использовали фильтр, а иногда даже привозили на съемку собственные фонарные столбы.
Кабинет Гертруды Стайн из фильма не повторяет интерьер ее настоящего кабинета. Я знала, как он выглядел в реальности. Но я решила создать декорации сама, в духе того ее образа, который я себе создала. Она коллекционировала предметы искусства, она читала книги, она собирала портсигары. В интерьере ее кабинета есть все это. Но мы поменяли цвета. Мы решили, что золотисто-бежевая гамма лучше передаст атмосферу эпохи.
Гертруда Стайн покупала очень ценные полотна Пикассо, Тулуз-Лотрека, Матисса (8) за гроши, и вешала из в кабинете. Там же она вместе со своей подругой Алисой пила чай и принимала гостей. В этой комнате был камин (9), и он появился в декорациях, как и чайный сервиз (10). В фильме это скорее гостиная, чем кабинет. Мебель в комнате той эпохи. Мы брали ее напрокат или же покупали на блошиных рынках, а потом меняли обшивку. Аксессуары (дневники, записные книжки) мы делали на заказ. На масштабных съемках так же поступают и с мебелью.