Нашествие с Востока

Азиатские режиссеры новейшего времени,
которые делают восточное кино трендом.

28 Май
-

Вчера в Каннах объявили лауреатов фестиваля 2013 года и оказалось, что европейцев и американцев среди победителей гораздо меньше, чем обычно. Поле кинобитвы осталось за азиатами: китайцами, японцами и сингапурцами. По этому поводу Trendymen.ru решил исследовать, что происходит за пределами традиционной ойкумены кинематографа, и выбрал несколько режиссеров Востока, ставших во главе новой азиатской волны.

Такеши Китано

Рост интереса к азиатскому кино — явление цикличное. Запад заново открывает азиатский кинематограф в среднем раз в 10 лет. В 1950-е это была Япония — Акира Куросава, фильмы которого стали источником вдохновения для первых спагетти-вестернов, 1960-е — Брюс Ли и плеяда гонконгских мастеров боевых искусств, 1970-е — Ясудзиро Одзу («Токийская повесть»), 1980-е — опять таки — гонконгец Джеки Чан, 1990-е — японец Такеши Китано, гонконгцы Джон Ву («Наемный убийцы», «Пуля в голове») и Вонг Карвай («Любовное настроение»), 2000-е — граждане Южной Кореи Пхан Чан Ук («Олдбой»), Кин Ки Дук («Весна, лето, осень, зима...и снова весна»), китайцы Чжан Имоу («Дом летающих кинжалов», «Герой») и Чэнь Кайгэ («Император и убийца», «Клятва»).

Кадр из фильма "Цветы войны"

В 2010-х новая волна интереса к азиатскому кино только начала нарастать. И, судя по всему, отличать от предыдущих ее будет смена географии. На первый план выступают страны, кино которых лишь недавно стало известно западному зрителю.

Китай


Изолированный по политическим причинам Китай в последние лет 10 начал превращаться во второй Голливуд. Аудитория у него точно не меньше: одно только население страны обеспечивает ¼ мировых киносборов. И национальное кино здесь востребовано: например, сборы фильма Чжана Имоу «Цветы войны» в Китае за первые 4 дня составили около 24 миллиона долларов. Для сравнения, вышедший в том же году последний «Гарри Поттер» в первую неделю собрал в КНР 26,5 миллиона долларов.

Чжан Имоу и Кристиан Бейл на съемках "Цветов войны"



Китай заключает соглашения с американскими студиями, которые позволят делать в стране фильмы, не уступающие голливудским. Вполне вероятно, что в ближайшее время КНР, как некоторое время назад Гонконг с Энгом Ли и Джоном Ву, станет экспортировать на Запад не только поддельные сумки Louis Vuitton и технику, но и своих режиссеров. Например, таких как Цзя Чжанкэ — лауреат Каннского фестиваля в номинации «Лучший сценарий» («Прикосновение греха»). Это не первая его награда — в 2006 режиссер уже становился главным призером Венецианского фестиваля (за фильм «Натюрморт»).

Япония


Японское кино, в свое время открывшее Западу азиатский кинематограф, в последнее время ушло с передовой, уступая активно развивающимся соседям. К тому же критики отмечают огорчающую вестернизацию кино страны восходящего солнца: как в сюжетах, так и в манере подачи. Стабильный интерес к японскому кинематографу на данный момент поддерживают в основном титаны вроде Такеши Китано, продолжающего выпускать по фильму в среднем раз в 2 года.

Такеши Китано



Из сравнительно новых японских режиссеров можно отметить Хирокадзу Корээда, получившего специальный приз жюри в Каннах за ленту «Как отец, так и сын».

Тайланд


Кинематограф Тайланда оставался terra incognita для людей за пределами Азии вплоть до 21 века. Драматический перелом произошел в 2002 году, когда лента тайского режиссера Апичатпонга Вирасетакула «Благословенно ваш» выиграла главный приз в программе «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале 2002 года, затем «Тропическая болезнь» получила приз жюри на Каннском кинофестивале 2004 года, а фильм «Синдромы и век», премьера которого состоялась на 63-м Венецианском кинофестивале, стал первым тайским фильмом, представленным в его конкурсной программе. В 2010 году тот же режиссер получил главный приз Канн — Золотую ветвь — за фильм «Дядюшка Бунми, вспоминающий свои прошлые жизни».

Апичатпонг Вирасетакул



На данный момент Апичатпонг Вирасетакул является самым знаменитым на Западе тайским режиссером. Его известность, вероятно, была бы еще больше, если бы не имя, запомнить которое почти невозможно для европейца.

Южная Корея


Капиталистическая Корея, наряду с Гонконгом и Японией, — азиатская страна, хорошо известная западному кинолюбителю. Южная Корея уже несколько десятилетий посылает свои фильмы на европейские кинофестивали и запускает их в международный прокат. Настоящий прорыв южнокорейского кинематографа случился в начале 2000-х, когда Кин Ки Дук за несколько лет собрал награды всех главных кинофестивалей Европы (Венеция в 2000 за «Остров» и в 2004 за «Пустой дом», Берлинале 2004 за «Самаритянку», Карловы Вары за «Береговую охрану»). За ним последовал Пхан Чан Ук, чьи фильмы, хотя и не получили столько наград, были популярны в международном прокате. Вспомним хотя бы «Олдбой».

Пхан Чан Ук



Если отвлечься от мэтров, из корейских режиссеров можно отметить Хонг Сансу. Менее известный широкой западной публике, он был тем не менее отмечен кинокритиками. В 2010 году его картина «Хахаха» получила приз в Каннах в номинации «Особый взгляд».

Индия


Одна из крупнейших стран Азии традиционно сбрасывается кинокритиками со счетов. Индия для них — страна Болливуда, романтических драм, песен и танцев. Впрочем, ситуация может поменяться. На праздновании 100-летия индийского кино, состоявшемся на Каннском фестивале 2013 года, делегация страны говорила о своем желании избавиться от ярлыка «Болливуда» и на равных участвовать в программе тех же Канн. Впрочем, удастся ли это осуществить — большой вопрос. Сложно представить себе индийцев, снимающих социальные драмы с плохим концом, где герои не пускаются неожиданно в пляс.