Свобода счастья

Как персонализация убивает свободный интернет?

8 Июль
-

Любой, кто проводит в интернете хотя бы немного времени, знает через сколько отвлекающих факторов приходится пробиться, для того чтобы найти искомое. Впрочем, у интернета нет начала и конца, и пользователь вместе с нужной и полезной информацией поглощает тонны спама, который навязчиво преследует в виде таргетированных баннеров, ссылок и контекстной рекламы. Мы попытались понять, какие следы мы оставляем в интернете и как один поисковый запрос может преследовать всю жизнь.

В 2012 году француз Эли Паризер опубликовал книгу «Пузырь фильтров», в которой одним из первых поднял вопрос персонализации интернет-пространства. Каким образом выходит так, что интернет у каждого из нас вроде бы одинаковый, а на деле — совсем разный. Какие крючки используют интернет-корпорации для того, чтобы ловить потенциальных потребителей рекламы и как те же самые механизмы используются в идеологических целях. Вопрос совсем не праздный, особенно в свете нынешних информационных войн.

Любой, кто хоть немного знаком со спецификой продвижения ресурсов в интернете, знает, что краеугольным камнем индустрии является релевантность. Именно поиски идеальной релевантности создали системы контроля поведения пользователя в интернете (переход по ссылке, выбор товара в онлайн-магазине, клик на баннере, комментарий на сайте и множество других едва заметных следов). Анализ этих материалов позволил создать картину предпочтений любого пользователя сети. 

Вышло так, что идея, которая была способна объединить по интересам самых разных людей со всего мира, привела к самому искусному, массовому и зловещему способу манипуляции сознанием в истории.

Мой личный интернет


Представьте себе ситуацию — тридцатилетний безработный Дмитрий из Ижевска и школьница Ирина из Мурманска одновременно решают найти в поисковике информацию по запросу «выпускной». Поисковые выдачи двух пользователей хоть и будут содержать одинаковый запрос, на практике будут радикально отличаться друг от друга, а все потому, что школьница уже просмотрела все онлайн-магазины с платьями для выпускного, а Дмитрий намедни посмотрел фотоподборки с выпускных прошлых лет. Даже у жителей одной страны, одного города или даже родных братьев будет свой собственный интернет, отличный друг от друга мелочами. Пускай это различие совсем незаметно, но в итоге кажды получает информационную картину откорректированную под его персональные запросы.

Стрит-арт в Лондоне, наглядно демонстрирующий опасения обычных пользователей по поводу их персональных данных

Удобство таких систем несомненно. Получая персонализированную выдачу в поисковике или новостной ленте социальной сети, мы черпаем информацию из нашего личного информационного пространства, которое по мере пользования, все больше и больше соответствует вашим особенностям. Но тут встает важный вопрос: не напоминает ли все это кокон, в который нежно закутывают пользователя интернета, лишая его возможности получать контент, диаметрально противоположный его личным предпочтениям. Такая система фильтрации может стать опасным оружием в руках умелого пользователя, и дело тут не только в рекламе кроссовок, которые вы искали пару лет назад, и с тех пор они преследуют вас на всех баннерах, которые попадаются на глаза. Машинная фильтрация новостей и поисковых запросов — идеальный инструмент пропаганды, который уже активно используется в некоторых странах. Так, например, «Китайский золотой файерволл» работает не только путем простого отключения сайтов, но и с помощью вот таких персонализированных выдач, которые мы можем ежедневно наблюдать в Google или ленте Фейсбука.

«Китайский золотой фаерволл» — самая мощная в мире система фильтрации информации в мире, работающая в идеологических целях.



 

Эксперименты 

Неделю назад Facebook обнародовал сведения об эксперименте, который социальная сеть негласно провела над своими пользователями. Суть опыта сводится к тому, что более семисот тысяч обычных пользователей в течение определенного времени получали новостные ленты, в которых автоматически опускались негативные или позитивные статусы, новости и картинки. Исследование было проведено совместно с Корнуельским университетом и Калифорнийским университетом в Сан-Франциско, чтобы выяснить, влияет ли эмоциональный фон новостного фида на поведение пользователей соцсети. Представители Facebook заявляют, что у них не было необходимости собирать чьи-то личные данные. Согласно результатам исследования, пользователи, у которых меньше негативной информации в ленте, пишут меньше негативных постов, и наоборот.

Казалось бы безобидный эксперимент Facebook вызвал бурю негодования среди пользователей социальной сети


«Нам показалось важным изучить растущее в сети беспокойство по поводу того, что позитивные посты друзей на френд-ленте вызывают у человека негативные эмоции. В то же время мы были обеспокоены тем, что негатив в новостном фиде может заставить пользователя прекратить заходить на сайт», — говорит один из авторов доклада Адам Крамер. При этом он отметил, что понимает причину беспокойства, которое вызвал проведенный эксперимент.

Продолжая развивать технологии фильтрации и персонализации данных, корпорации получают самый мощный инструмент манипуляции общественным мнением в истории человечества. 

 

Конец свободного интернета?


Вопрос о том, что же представляет из себя персонализированный интернет — зло или благо, сейчас стоит ребром. Продолжая развивать технологии фильтрации, корпорации получают самый мощный инструмент манипуляции общественным мнением в истории человечества. Достаточно добавить в топ выдачи поисковика едва заметную ссылку на нужный ресурс, и вы получаете миллионы пользователей, в головах которых уже поселилась нужная информация. Свобода интернета — понятие слишком отвлеченное, впрочем как и в реальной жизни. Все в обществе действует по сложившимся алгоритмам, поэтому для подавляющего большинства пользователей — система фильтров, как раз то, о чем они мечтали.

Иллюзия эксклюзивного потребления —то место, куда можно бить не боясь промахнуться, но не станет ли это концом свободного интернета?

Эли Паризер в свое книге говорит о том, что в эпоху персонализированного интернета, оппозиционная иноформация невозможна в принципе, так как ее будут видеть только те, кто уже готов к ее восприятию. Те же, кто совсем не интересуются мнениями, противоположными собственному, не увидят того, что может поколебать сложившуюся картину мира. Все это происходит настолько естественно, что усмотреть в этом чей-то добрый или злой умысел практически невозможно.