Высокий класс

Все о закулисной жизни алкоголя на борту самолета.

9 февраля
-
Говорят, впервые бокал шампанского в воздухе подали пассажиру дирижабля в 1914 году. Неизвестно, остался ли после этого пассажир жив, но сегодня на борту самолетов настоящий праздник вина.

Правда по большей части наблюдать этот праздник могут только пассажиры первого и бизнес классов. Остальные, неловко поджав ноги, пытаются сдвинуть соседский локоть со своего подлокотника. Винное предложение целиком заточено под людей с деньгами. Но может ли оно сравниться с обслуживанием на земле?

Если провести небольшой подсчет, то нетрудно догадаться, почему основное винное предложение сосредоточено в «бизнесе». Возьмем Boeing 747 – одну из распространенных моделей дальнемагистрального лайнера. Обычно здесь 23 места первого класса, 80 – бизнес-класса и 313 мест эконома.

Условно приняв стоимость трансатлантических перелетов за 14000$ в первом, 7000$ в бизнесе и 800$ в экономе, получим 322000$, 560000$ и 250400$. То есть бизнес-класс генерирует выручки столько же, сколько первый и эконом вместе взятые. Винное предложение в бизнес и в первом классе становится таким же элеменом маркетинга, как трансформирущиеся кресла, интернет во время полета, плазменые панели и кухня известного шеф-повара.

алкоголь, путешествияBoeing 747 берет на борт: 24 бутылки вина и 10 бутылок шампанского для первого класса. 24 бутылки вина и 20 бутылок шампанского для бизнеса, а также 300 бутылок по 0,375 для тех, кому не повезло.



Основные принципы

Только сравнительно небольшие авиакомпании работают с винодельнями напрямую, рассылая им запросы на дегустационные образцы. Большинство же пользуется услугами дистрибьюторов.

Как отмечает Оливье Лефлев, маститый винодел из Бургундии, «мы не работаем с авиалиниями напрямую, подобные вещи проходят через специализированного дистрибьютора бургундских вин, у которого есть отдел по работе с авиакомпаниями». В самих авиакомпаниях есть либо штатные специалисты по вину, либо к делу привлекаются эксперты. Они выбирают подходящие сорта вина во время дегустаций, которые проводятся в соответствии с графиком обновления винной карты авиалиний. Скажем, British Airways меняет карту каждые два месяца, Swiss – каждые три, а Korean или Turkish airlines – только раз в год.

В серьезных авиакомпаниях дегустации проходят вслепую, а финальное решение принимается в послединей момент, когда кандидаты уже отобраны по качеству.

алкоголь, путешествияОбед с вином в бизнес-классе Lufthansa.



«Обычно мы начинаем с 70-100 вин, а заканчиваем шестью. И только тогда мы смотрим на этикетку и цену вина – все-таки нам нужно вписаться в определенный бюджет», – рассказывает специалист по закупке вин British Airways Питер Никсон.

В Lufthansa, славящейся выбором вин на борту, подтверждают, что этикетка имеет не самое большое значение: в самолете могут присутствовать как всемирно известные марки, так и позиции, о которых многие пассажиры слышат впервые.


Управление запасами


Для того, чтобы обеспечить достойное выступление вина на борту, требуется серьезная работа компании по его логистике.

Для снижения затрат авиаперевозчики часто закупают вино, когда оно еще даже не разлито по бутылкам. При этом вина, которые будут разливаться в 2011-12 годах, дегустируются уже сейчас.

Как говорит Филипп Манфредини, международный директор шампанского дома Gosset, «авиалинии всегда приобретают четкий объем на четкий период времени. Например, AirFrance работает 2-3 месяца с одним шампаниским, потом меняет его, а после этого снова возвращется к Gosset. С другой стороны Turkish Airlines будет предоставлять Gosset в течение всего года».

Но даже для периода в несколько месяцев, компаниям приходится располагать серьезной складской базой.

алкоголь, путешествияЧтобы обеспечить четырехмесячный запас вина, British Airways арендует 60 специально оборудованных складов с температурным контролем.



Национальная гордость


Региональность – характерная черта винных листов авиакомпаний. Нацинальные перевозчики делают ставку на свои вина: Air France – на французские, Alitalia – на итальянские, Qantas – на австралийские, Iberia – на испанские.

А если авиакомпания пренадлежит стране, где вино не производят, то на борту гарантированно будет выбор вин с учетом традиционных предпочтений летающей публики.

путешествия, алкогольАзиатские авиакомпании обожают ставить дорогое Бордо и сладкие вина.



Еще один характерный момент – на любом самолете, выполняющем дальний перелет, с большой вероятностью будет вино страны назначения.


Сложный выбор

Когда покупаешь билет, еда и напитки не особенно важны, но когда переступаешь порог самолета, они почти наверняка выдвинутся на первый план. С момента взлета практически все находятся в ожидании ланча и напитков.

И чем выше уровень авиакомпании, тем больше она заботится о таких «мелочах» как бортовая кухня и вино, и она рада создать маркетинговый повод из всего, что их касается.

В British работают самые сливки винной критики - Дженсис Робинсон, Майкл Бродбент и Хью Джонсон. Громкие имена за кулисами практически гарантируют качество на борту. Qantas в свое время привлекла для консультаций легенду австралийского виноделия Лена Эванса, который работал с ней более 30 лет. А после прихода в Lufthansa Маркуса дел Монего, собравшего в свое время уйму всевозможных титулов, авиакомпанию стабильно называют одной из лучших по уровню винного сервиса.

American Airways на протяжении многих лет пользовалась услугами консультанта с говорящей фамилией Vine. B 95м она первой из американских авиакомпаний получила награду от Cellars in the Sky, а сегодня у АА на борту аж 15 меняющихся винных карт.

алкоголь, путешествияЗакуска в бизнес классе Austrian Airlines.



Austrian Airlines делают ставку на подготовку собственных сомелье – 400 из 1800 бортпроводников прошли сертификацию в Австрийской академии вина и имеют диплом сомелье. А у Delta есть даже собственная Vinum Wine Academy: сотрудники авиакомпании не только проходят в ней курсы, но и отправляются на стажировку в топовые винные хозяйства Франции.


Нестандартные условия

Вино в воздухе – это далеко не то же самое, что на земле. В сухой атмосфере салона тело обезвоживается гораздо быстрее, а поскольку обезвоживание влияет на обоняние, ароматы воспринимаются приглушенно. Второй эффект – пониженное давление в кабине, которое приводит к стрессу вкусовых рецепторов, от этого они становятся менее чувствительными. Ускорение во время взлета заставляет организм работать интенсивно, при этом сахар во вкусе ощущается меньше, а танины и кислотность – сильнее.

И пока не придумано, как бороться с этими аспектами полета, авиакомпании ищут выход в подборе вин с их учетом. На земле вина дегустируются, закладываясь на услувия на борту, а некоторые авиакомпании вообще проводят дегустации прямо в воздухе.

Кстати, замечено, что шампанское на высоте 10 км пьется легче и быстрее, чем на земле.


Бокал для самолета

Даже если в экономе подают более ли менее приличное вино, то какая вероятность распробовать его из пластиковых стаканчиков? Ответ – нулевая.

Поэтому некоторые авиакомпании стремятся даже тут подавать вино в специальных миниатюрных бокальчиках. Что касается бизнеса и первого класса, то здесь можно увидеть первоклассные бокалы от старейших мировых прозводителей.

путешествия, алкогольАвиакомпании, как правило, просят сделать бокалы на заказ – с более толстыми стенками и коротким ножками.



Количество сервируемых на борту бутылок вина в год (в пересчете на 0,75 л):
  • British Airways - 6 800 000 (включая 800000 бутылок шампанского);
  • Lufthansa - 3 500 000;
  • American Airlines - 3 000 000;
  • Qantas - 1 500 000;
  • Air New Zealand - 820 000*
  • Korean Air - 720 000;
  • Air Kanada - 720 000.
*В Air New Zealand подсчитали, что это эквивалентно 10 B747, заполненных вином под завязку.

Рубрика создается совместно с компанией Simple.

Выберите параметры рассылки

Пожалуйста, уточните желаемый вариант получения рассылки: