Ханс Циммер

Автор саундтрека к «Темному рыцарю» о супергероях, режиссерской хитрости и муках творчества.

11 Июль
-
Ханс Циммер, написавший музыку более, чем для 100 фильмов, в том числе для «Гладиатора», «Последнего самурая» и «Тонкой красной линии», создал саундрек и для всех трех «Темных рыцарей» Кристофера Нолана. Как именитый и привеченный в Голливуде композитор работал над характером Бэтмена и «прорисовывал» сюжет фильма в музыке? 
Ханс Циммер
Ханс Циммер
Поначалу я не хотел браться за «Бэтмена», так как это слишком тяжелая задача. Я очень хотел работать с Крисом Ноланом, но не был уверен, что именно я должен принимать участие в «возрождении» Бэтмена. Ведь главная проблема здесь — показать двойственность этого персонажа, человека и супергероя. 


Кадр из фильма «Темный рыцарь»
Главное затруднение для меня составила любовная линия. Я все затягивал с саундтреком, пока Крис прямо не спросил меня, в чем дело. Я честно признался, что не хочу сочинять музыку про «любовь-морковь». Тогда Крис предложил мне работать с кем-то другим — так мы взялись за «Бэтмена» с Джеймсом Ньютоном Ховардом. Это была совместная работа — все равно, что в музыкальной группе. Это не значит, что я писал исключительно про рыцарство, а он — про любовь, просто мы сочиняли вместе. Напарник часто позволяет тебе сделать то, что ты себе и представить не мог. Мы начали с двух больших общих тем, которые впоследствии скомбинировали.
Кадр из фильма «Темный рыцарь»
Кадр из фильма «Темный рыцарь»
Самое сложное — написать оригинальный, запоминающийся саундрек, который будет ассоциироваться только с этой картиной или персонажем. Так мы решили, что в случае с Бэтменом это должна быть не мелодия, а какой-то основополагающий, мощный звук — как звук огромных крыльев, рассекающих воздух, например. А на него, как бусины на нитку, наделись электронные шумы. Но еще сложнее оказалось покончить с Бэтменом. Вы себе не представляете, сколько я убил времени на то, чтобы придумать завершающую тему, добиться, чтобы круг замкнулся. 

Кадр из фильма «Темный рыцарь»
Пока мы работали, Крис — человек хитрый и коварный — постоянно звонил и объяснял мне по телефону, что он хочет. При этом никакие отснятые фрагменты мы не видели. Просто надо было заполнить сцену музыкой. Когда мы отсмотрели первую рабочую копию фильма, то сразу же взялись удалять все мелкие лишние музыкальные детали, все эти завитушки, которые туда в свое время запихнули. Но довольно многое осталось и развилось в более полные музыкальные темы. 
Кадр из фильма «Темный рыцарь»
Кадр из фильма «Темный рыцарь»
В основе личности Бэтмена лежит чувство вины. Еще ребенком он видит, как убивают его родителей и ничего не может сделать. Поэтому он постоянно испытывает чувство вины и не может его преодолеть. Отсюда его двойственность — он никогда не станет до конца ни человеком, ни супергероем. Вот ключевые ноты его характера. Я три недели искал эти ноты в саундтреке. И нашел!  Это стало началом музыкальной темы. На протяжении трех фильмов характер героя меняется — потрясающе, насколько гибкими и многозначными могут быть две ноты. 
Кадр из фильма «Темный рыцарь»
Кадр из фильма «Темный рыцарь»
В первом фильме важную роль играет барабанная дробь. Она подразумевает сразу несколько идей. В первую очередь, это мужественность Бэтмена — я хотел показать ее без излишней помпы и фанфар, симфонического оркестра или рок-гитар. В то же время, в ней есть что-то первобытное. Брюс Уэйн — это воплощение рыцаря, воина. Это сильная личность со стальным хребтом, человек, абсолютно преданный своему делу, несмотря на то, что с точки зрения морали его действия не всегда однозначны.  
Кадр из фильма «Темный рыцарь»
Кадр из фильма «Темный рыцарь»
Но Бэтмен — далеко не единственный персонаж, тему которого надо было раскрыть. Во втором «Рыцаре» отчетливый мотив был у Джокера, а в третьем — у Бэйна. Характер есть не только у людей, но и у мест — например Готэм должен был, вне всяких сомнений, обладать собственной музыкальной историей. Зрителя не должно было покидать ощущение, что сейчас что-то случится. 
Джокер
Кадр из фильма «Темный рыцарь»
Я постоянно пытался убедить Криса, что тема Бэтмена должна быть глубокой, но не громкой, мрачной, а не яркой. Музыка должна была как бы истекать из фильма, а не плавать на его поверхности. В итоге, нам удалось создать звуковое пространство «Бэтмена», которое уже населили персонажи фильма.