Хантер Томпсон:
жизнь в стиле Gonzo
5 фактов биографии культового автора «Страха и отвращения в Лас-Вегасе» по случаю выхода фильма в российский прокат.
2 мая в отечественном прокате неожиданно стартует культовый фильм 1998 года режиссера Терри Гиллиама. «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» по книге Хантера С. Томпсона — это нечто гораздо большее, чем просто хорошее кино с Джонни Деппом. Произведение о «диком путешествии в сердце американской мечты» стало манифестом для нескольких поколений журналистов и писателей, пытавшихся говорить правду. Но «Страх и отвращение» не был бы столь востребован, если бы не подкреплялся легендами об авторе. С одной стороны он — бесстрашный журналист, который может откровенно писать о политике и войнах, с другой — алкоголик и фрик, для которого не существует табу. Перед вами краткая история мужчины, который жизнью доказал, что и «один в поле воин».
Эволюция «гонзо»
Хантер Томпсон не является изобретателем gonzo-журналистики. Писатель Уильям С. Берроуз с романом-репортажем «Джанки», уже полностью соответствующим характеристикам жанра «гонзо», опередил журналиста более чем на 16 лет. Однако речь идет не о плагиате — Томпсон усовершенствовал достижения предшественника. Его гонзо-журналистика характеризуется субъективным стилем повествования при погружении автора в описываемые процессы.
На сегодняшний день приемами Томпсона пользуются СМИ по всему миру, поскольку они гарантируют популярность среди массового читателя.
Политические ориентиры
Для Хантера Томпсона социальная ответственность выражалась не только в пристальном внимании к политической сцене Соединенных Штатов. Как избиратель и гонзо-журналист, он должен был поучаствовать в том, о чем неоднократно писал.
В 1970 году мистер Томпсон баллотировался на пост шерифа города Эспен и почти выиграл. Организованная кампания не только заставила федеральные СМИ обратить внимание на проблемы небольшого городка, но и привлекла к предвыборному процессу людей, до этого равнодушных к политике.
Медийный образ
Хантер Томпсон одновременно являлся реальной личностью и персонажем собственных произведений — это обеспечило Томпсону персональную нишу в медийном бизнесе. Но только благодаря таланту и трудолюбию имя журналиста стало синонимом самоотверженной любви к профессии «и в радости, и в горе».
Споры о неоднозначности образа писателя-наркомана и методов его работы с материалом начались еще в 1980-х, и продолжаются до сих пор. Тем не менее, Хантер С. Томпсон был и остается одним из самых высокооплачиваемых журналистов в периодике, а его сборники до сих пор продаются миллионными тиражами.
Друзья и Акулы пера
В отличие от соратников по перу, Томпсон не ставил себе целью соперничать с ними, а, наоборот, помогал, чем мог. Когда другой известный Новый Журналист —Том Вулф — писал книгу «Электропрохладительный кислотный тест», Томпсон безвозмездно предоставил ему документальный материал об «Ангелах Ада» и привел знакомых байкеров для интервью.
При этом остальные новожурналисты не отличались «спортивным поведением». Эпистолярная склока между Вулфом и Ричардом Голдстейном продолжается почти 20 лет, а напряжение в триаде «Том Вулф — Джимми Бреслин — Гай Талес» не снижается с 1970-х.
Престиж профессии
Сейчас, в условиях жесткой конкуренции СМИ, спрос на «личностную» журналистику крайне высок. А ведь начался этот процесс с публикаций под псевдонимом «Рауль Дьюк», которые стали символом издания Rolling Stone после публикации главы из «Страха и отвращения в Лас-Вегасе».
Заслуга Хантера Томпсона в том, что примером собственного профессионализма он вернул достоинство «второй древнейшей». Своими публикациями он наглядно продемонстрировал разницу между просто качественной журналистикой и искусством слова, которое является недостижимым эталоном по сей день.