Феномен Вуди
Слагаемые творчества Вуди Аллена, сделавшие его мэтром современного кино.
Вуди Аллен — один из самых плодовитых и популярных кинорежиссеров, 14 раз номинированный на «Оскар». Несмотря на скромный бюджет его фильмов, с ним мечтают работать лучшие актеры, ему ставят памятники при жизни, а крупнейшие европейские продюсеры уговаривают снять кино в их городе. К выходу первого документального фильма о Вуди Аллене и его новой работы «Голубой жасмин» мы вспомнили, что сделало 77-летнего мэтра кинематографа знаменитым и любимым во всем мире.
— Не знаю, кем меня считают. Странным экземпляром, наверное.
Самоирония
Главное, что нужно понимать о Вуди Аллене — на экране он всегда играет самого себя: нелепого и неуместного человека, без конца попадающего в комические ситуации. В жизни он с 17 лет носит те же самые очки в роговой оправе, говорит с бруклинским акцентом и повсюду приносит за собой атмосферу нервозности и язвительного интеллектуального пессимизма.
Кадр из фильма «Спящий», 1973 год
— Не старость признак зрелости, а умение не растеряться проснувшись в нижнем белье посреди улицы.
Начав карьеру стенд-ап комика, застенчивый мальчик из еврейской семьи понял, что из собственной нерешительности, невезения и постоянной растерянности можно сделать уникальную фишку, приносящую выгоду. Зрители смеялись над шутками парня, который, казалось, сейчас упадет в обморок от волнения — и именно так началось его восхождение к мировой славе. Откровенная и бесстрашная самоирония стала его главным коньком, источником вдохновения и способом борьбы с ужасами окружающего мира.
Жизнь богемы
В отличие от многих других, Вуди Аллен не берется снимать о том, чего не знает — поэтому почти во всех фильмах он так или иначе описывает среду, которая ему близка и понятна: интеллектуальную и богемную тусовку Нью-Йорка или Европы. Персонаж самого Аллена — почти всегда деятель искусства: режиссер, писатель, художник, дела которого идут из рук вон плохо: от легкой неудачливости до грани отчаянья.
С Дайан Китон в фильме «Энни Холл», 1977 год
— Вселенная есть просто идея, мелькнувшая в разуме Бога, — весьма неприятная мысль, особенно если вы только что внесли первый взнос за дом, купленный в рассрочку.
Вуди Аллену даже приписывают изобретение нового жанра, ранее не существовавшего в кино: интеллектуальной иронической комедии, и похоже, что это действительно так. За столь искреннюю (и при этом юмористическую) поэтизацию разговоров о Хайдеггере и светской болтовни на выставках за Вуди Алленом и закрепилось негласное звание «хипстерского» режиссера номер один.
Секс, комплексы и психоанализ
Фотосессия со Скарлетт Йохансон
С самого начала карьеры Вуди Аллен не стеснялся своих многочисленных психологических проблем. Из его фобий и маний можно составить энциклопедическую статью: Аллен боится высоты, замкнутых пространств, насекомых, собак, ярких цветов, не ездит в лифтах, не ходит через туннели, озабочен сексом и собственным величием.
— Я не то чтобы боюсь умереть — я просто не хочу при этом присутствовать.
Как в жизни, так и на экране он не вылезает из кабинета психоаналитика. Однако это не очень-то и помогает: герой Вуди Аллена то вынужден спасаться бегством от гигантской женской груди («Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить»), то прятаться от вездесущего контроля матери, зависшей в небе над Манхэттеном («Адская мамочка»). Не удивительно, что со спутницами жизни у Вуди Аллена не заладилось: каждые отношения заканчивались крахом и скандалом.
Индивидуальность и авторский подход
Все сценарии к своим фильмам Вуди Аллен пишет от начала и до конца сам, сам же выступает в роли режиссера и часто сам играет главную роль: пожалуй, в истории мирового кино едва ли найдется хотя бы несколько подобных примеров. Об исключительном трудолюбии и перфекционизме Аллена в один голос твердят все — коллеги, музы и даже бывшие жены.
С Пенелопой Крус на съемках фильма «Римские приключения», 2012 год
— По-моему, в современном кино нет режиссеров, работающих под моим влиянием. Повсюду я вижу молодежь, на которую повлиял Фрэнсис Форд Коппола, очень сильно — Скорсезе и Оливер Стоун. Но я? Нет, таких я что-то не знаю.
Кто-то считает Вуди Аллена самовлюбленным невротиком с плохим чувством юмора, кто-то — трогательным и обаятельным чудаком, но одно не вызывает разногласий: Вуди Аллен — чуть ли не последний из столпов большого авторского кино, поднявшего в американский независимый кинематограф ХХ века на один уровень с европейским.