Симон Сталенхаг: Sci-Fi маслом
Современный взгляд художника из Швеции на классический ретрофутуризм.
Швед Симон Сталенхаг пока не является мэтром в области изобразительного искусства, но работы молодого художника уже чрезвычайно популярны в сети. Автор был замечен благодаря необычному сочетанию на картинах технологий будущего и пасторальных пейзажей, которое искусствоведы обозначили как «ретрофутуризм» и «неосоцреализм». Мы решили разобраться, в чем причина успеха «мирного Апокалипсиса» по Сталенхагу и почему его творчество стало востребованным.
Личность
Симон Сталенхаг успел поработать на многих поприщах — от личного помощника в издательстве до композитора в гейм-индустрии. Будучи трудолюбивым, но эксцентричным человеком, он отказывается от персональных выставок и участия в конкурсах, считая нездоровым соревновательный дух в арт-среде. Кроме основной работы и побочных проектов, Сталенхаг помогает местному приюту для животных.
Иногда мне кажется, что слава приносит больше вреда, чем пользы, потому что постоянно нужно надевать маску, которую люди ожидают увидеть. На самом деле я одержим своей работой в самом романтичном смысле и не хочу, чтобы мне мешали. Если я вдохновлю кого-то на создание арт-проекта или даже изучение палеонтологии, значит в моих картинах есть нечто большее, чем просто удовольствие от самореализации.
Образование
В отличие от многих «самобытных» художников, за плечами Симона Сталенхага серьезная научная база, полученная во время обучения дизайну в Академии Futuregames и музыке на дополнительных курсах.
Чтобы быть уверенным в себе нужно действительно обладать знаниями. К тому же, за время учебы я накопил базу контактов, которая после выпуска очень пригодилась.
Вдохновение
Местом для творческой студии Сталенхаг выбрал бывшую дачу в пригороде Стокгольма. У решения покинуть столицу оказались неоспоримые плюсы — уединение для рисования и экспериментов со звуком, а также близость к источнику вдохновения, которым для Сталенхага является природа. В рамках экологичного образа жизни, он отказался от идеи владения машиной, однако переносит транспорт на картины, поскольку испытывает эстетическое удовольствие от его созерцания.
Вещи из 80-90-х годов оказывают на меня сильное воздействие, будь то немецкий ретро-автомобиль или исчезнувшая марка датского мороженого. Это время моего детства, когда и были сформированы главные представления о внешнем мире. Так, при создании игры Pixeltruss моими музами были ёж Соник и Майкл Джексон.
Ностальгия
На многих картинах Сталенхага присутствуют дети, однако речь идет не о счастливых воспоминаниях. Громадные роботы, доисторические хищники и заброшенные города, запечатленные в бытовых сценах, которые при других условиях выглядели бы вполне мирно — это еще одна «изюминка», привлекшая внимание к антиутопиям автора.
Когда ты маленький, окружающий мир выглядит пугающе, да и чужие люди тоже. Наверное, только в детстве можно чувствовать себя таким беззащитным.
Образы
Как художник и иллюстратор, Сталенхаг всегда находится в поиске того, что символизирует культурный ландшафт, чтобы потом превратить найденное в визуальный ряд. Особое внимание автор уделяет родной Швеции, чьи пейзажи частенько становятся декорациями в его работах. Это касается и скандинавской архитектуры, которая изменяется в рамках альтернативной реальности, но всё же узнаваема — и это дань истории страны.
Я всегда задумываюсь над тем, что сказал бы человек из какого-нибудь 1791 года. Насколько причудливыми могут показаться провода на телефонных вышках и их предназначение для путешественника во времени. В итоге с холста может исчезнуть какой-нибудь привычный объект, вроде подстанции, но добавляется новый — в духе упавшего спутника или ветхого ядерного реактора.
Касательно динозавров, которые появляются в моих работах… Жизнь на Земле существует миллиарды лет, но большинство людей не испытывает интереса ни к подлинной истории планеты, ни к трагедиям других видов. Поэтому именно динозавры являются для меня символом человеческого невежества, а не супертехнологичные роботы из будущего.
Компьютерные игры
Схожесть графики из компьютерных игр и гиперреалистичных полотен маслом Сталенхага отмечалась неоднократно, однако мало кто знает, что визуальная часть и саундтрек в 16-битной игре Pixeltruss — его рук дело. Игра о приключениях пингвина Ripple Dot Zero первое время была бесплатной, но вскоре произвела настолько бурный фурор среди геймеров, что создатели решили ее монетезировать.
Могу с уверенностью сказать, что бесплатный релиз стал отличной рекламой для сторонних проектов всех создателей компьютерной игры. Нам повезло, хотя изначально мы не рассчитывали на такой эффект. Практически сразу после открытия онлайн-магазина с сувенирами Pixeltruss, меня пригласили поработать иллюстратором над книгой про доисторических животных.
Следить за эволюцией художника можно в Twitter, Tumblr или на официальном сайте. Кроме того, есть страница, посвященная проекту Pixeltruss.