Победители Lexus Design Award о своем проекте, конкурсе и планах

29 Декабрь
-

Дизайнеры с мировым именем могут бесконечно долго спорить о деталях главного дела своей жизни, но практически все они едины в одном — нет ничего прекраснее, чем по-настоящему стильно выполненный проект, приносящий при этом пользу человеку. Как раз для поиска таких идей и поощрения талантливых российских дизайнеров в этом году прошел конкурс Lexus Design Award 2018 Russia Тор Choice (Премия Лексус в области Дизайна. Выбор России). Его победителем стал проект Grabby, представленный двумя молодыми дизайнерами из Санкт-Петербурга Надеждой Абдуллиной и Мариной Егоровой. Они получили главный приз — поездку на Неделю дизайна в Милан, которая пройдет в апреле 2018 года. Нам удалось задать победительницам несколько вопросов, ответы на которые наверняка будут интересны всем, кто постоянно находится в поиске нового и интересного. Но вначале несколько слов о самом проекте-победителе.

Проект «Grabby» (в переводе с английского «Хватать») — это специальная кухонная разделочная доска — инновационный продукт, созданный для людей с ограниченными физическими возможностями, позволяющий работать на доске одной рукой. Верхняя поверхность доски — мягкая кевраловая ткань (сменная верхняя поверхность для работы с различными продуктами). Между верхней мягкой поверхностью и жестким основанием находится наполнитель с переработанной кофейной гущей. Наполнитель соединён с основанием вакуумного насоса. Когда продукт ставится на доску, он обволакивается мягкой кофейной гущей. С помощью насоса и созданного им вакуума кофейная гуща становится жесткой и «обхватывает» продукт, который надо нарезать, там самым фиксируя его на доске. 

Что стало отправной точкой для проекта? Когда и как появилась идея?

Надежда Абдуллина:

В 2011 году моя подруга Мария Отруцкая работала над дипломным проектом на тему людей с ограниченными возможностями. Ее проектом как раз стала разделочная доска для этой категории людей – это был один определенный дизайн, однако в современных условиях этот дизайн уже устарел, да и технологии во многих областях, включая эту, стремительно развиваются. Спустя шесть лет, в августе прошлого года, мы с ней начали развивать  тему снова. У нас было несколько идей, и мы подумали запустить свой стартап. Для этого решили сделать новый дизайн и стали общаться с врачами, завязывать руку за спиной, чтобы имитировать возможности людей с ограниченными физическими возможностями. Мы начали буквально развивать эту тему с нуля, так как понимали, что проблематика никуда не исчезла и над ней нужно работать. Получилось, что мы разработали все заново. У Маши за время работы над проектом накопилось достаточно опыта, которым она делилась со мной. К сожалению, в какой-то момент Маше пришлось уйти из проекта, потому что она не могла совмещать работу и хобби.

После ухода Маши я развивала этот проект именно как стартап, как бизнес-модель. На примере классического пути стартапа я смотрела, как масштабируется проект, как монетизировать идею. Люди с ограниченными физическими возможностями, а именно люди с одной рукой – достаточно узкая аудитория, поэтому появилась идея предложить проект не только этой категории людей, но и вообще всем. Другими словами, я решила сделать доску такой функциональной и привлекательной, чтобы ее захотел приобрести каждый. Почему не превратить потребности людей в возможности? Так, моя целевая аудитория стала расширяться. Многие, например, любят разговаривать по телефону, некоторые из приходящих на мои многочисленные выступления оказывались родителями, у которых дети до трех лет часто не слезают с рук. Они тоже отзывались на мою идею и просили включить их в свою целевую аудиторию. Так, рынок стал расширяться вплоть до того, что возникла идея сделать доску для всех.

Марина Егорова:

В 2017 году Надя связалась со мной, чтобы предложить совместную работу и помочь ей с нынешним проектом – кухонной разделочной доской для людей с ограниченными физическими возможностями. На тот момент проекту был уже год, но его нужно было доработать.

Идея создания кухонной разделочной доски для инвалидов принадлежала Надежде, она давно разрабатывала эту концепцию. Проект уже имел свою историю: было проведено исследование и сделан макет. Надя вложила много сил и времени в работу над проектом, но ему не хватало самого дизайна – так сказать, объектного завершения.

В момент обсуждения проекта мы опирались на хорошую идею – использование вакуумного насоса с переработанным кофе. Надя была не против модернизации проекта, и мы вместе занялись поиском нужных технологий и материалов для реализации макета или прототипа. Мы рассматривали различные аналоги замены руки: протезы рук, промышленные манипуляторы и т.д. для вдохновения, что в результате привело нас к системе захвата объектов "Universal gripper", используемой на роботах-манипуляторах. 



Помощь людям с ограниченными физическими возможностями — это единственная сфера применения вашей разработки? Какие еще области могут быть охвачены данной технологией?

Надежда Абдуллина:

Кухонная разделочная доска предназначена людям с ограниченными возможностями, но позиционируется как объект, объединяющий людей, тем самым ее могут использовать абсолютно все – родители, у которых маленькие дети и они не слезают с рук; молодежь, которой важно присутствовать в интернете во время любых своих действий; дети, которые учатся самостоятельно есть и их посуду важно зафиксировать на столе;  дети с диагнозом ДЦП и люди, у которых по каким-либо причинам активна только одна рука. А кто-то просто захочет развивать свое левое или правое полушарие – готовить одной непривычной в обиходе рукой на такой доске... Так что данная кухонная доска будет актуальна абсолютно всем.

 

«Grabby» — это первый ваш проект? Какие еще идеи у вас были до того, как вы решили вплотную заняться «Grabby»?

Надежда Абдуллина:

Идеи были, но вплотную я решила заняться именно кухонной доской для людей с ограниченными возможностями, и это было командное решение. На самом старте проекта я и Мария Отруцкая занимались исследованием проблемы тремора рук, посещали неврологические больницы, общались с пациентами, родственниками и врачами. На нас все это произвело неизгладимое впечатление, мы даже не могли разговаривать после этих встреч – настолько все было пессимистичным.

 

Каких проектов стоит ждать в будущем?

Надежда Абдуллина:

Я сотрудничаю с одной интересной компанией, сейчас мы развиваем коммерческий проект, но очень хочу заняться некоммерческой технологией/проектом – это планшет Брайля и перчатка для слепоглухонемых. Также мне интересно развивать свою дипломную работу, тема которой «Игровой набор для детей в поезде». Поэтому я хотела бы скорейшего воплощения проекта Grabby в массовую жизнь и приступить к развитию и созданию других полезных вещей.

 

Когда и как узнали о конкурсе? Почему вы решили принять участие в нем?

Надежда Абдуллина:

Я вдохновилась посещением многофункционального пространства Lexus Dome. В сентябре я была в Москве и не знала, куда сходить, чем заняться, и в какой-то момент решила пойти в Lexus Dome на выставку. Там была организована очень интересная экскурсия. Организаторы приглашали посетителя в искусственный лес – ты идешь в темноте по каменной дорожке, зеркала вокруг тебя создают бесконечность этого леса, а вокруг в темноте сверкают светлячки. Проходишь по дорожке, а по пути тебе рассказывают, как работает Lexus, какие у бренда ценности, какая философия. Там же анонсировали конкурс и пригласили принять участие. Потом я посмотрела на сайте, какие проекты побеждали в предыдущие годы, и поняла, что есть шанс попасть с проектом разделочной доски. Чтобы понять, что любит Lexus, какую стилистику предпочитает, я начала делать  мудборд. Из Lexus Dome я привезла много журналов, вырезала оттуда разные элементы, которые мне понравились. Например, фары, изображения мест, где они фотографируют машины, –  в основном на фоне природы. Также обратила внимание, что на фотографиях ощущается очень много воздуха. Так я вывела фирменный ключ «легче воздуха» и на основе коллажа создала пластический ключ, передающий эмоции. Начала смотреть аналоги на behance, смотрела, что делает мир. Потом сделала 3D модель доски. При этом надо понимать, что это будущее, это концепт-дизайн. То есть это не стартап, который ты запустишь завтра, или производство, которое масштабируемо достаточно просто, это даже не вопрос цены и производства. Тут вопрос – умеешь ли ты смотреть в будущее? Сейчас я часто сталкиваюсь с тем, что в ФабЛабе мне говорят, что мою идею нереально произвести, это очень дорого, но это и есть дизайн будущего.

Марина Егорова:

О конкурсе я узнала два года назад, слышала, что он очень престижный и важный для начинающих дизайнеров, дающий хорошую мотивацию и открывающий возможность получить новые связи. Когда мы работали над модернизацией проекта, то не думали участвовать в конкурсе, и, насколько я помню, он еще не был открыт для приема заявок. До начала конкурса проект для меня остановился, так как началась учеба, я работала, и у меня не было свободного времени для дальнейшей работы. Примерно в это время Надя побывала в Lexus Dome, вдохновилась атмосферой пространства и загорелась желанием принять участие в конкурсе, так как проект имел перспективу и соответствовал теме конкурса. Позже Надежда, продолжая проект уже с новой идеологией, отправила мне 3D модель, и я была приятно удивлена, так как она сделала именно так, как я его себе представляла. Позже я помогла Надежде с визуальной презентацией и доведением проекта в графике.

Какие впечатления от победы? Чем для вас стал Lexus Design Award 2018 Russia Тор Choice?

Надежда Абдуллина:

Впечатления разные, я повзрослела и набралась опыта за это короткое время после победы, опыта работы с людьми, важности и ценности каждого, кто вложился в разработку идеи и создание прототипа. Поэтому хочу сказать огромное спасибо ребятам из команды ИТМО ФабЛаб за их мудрые наставления и оборудование в процессе создания прототипа. Сейчас для меня победа – это большие возможности, которые нужно использовать.

 

Чего вы ждете от своего приза — поездки на Неделю дизайна в Милан?

Надежда Абдуллина:

Я жду не только вдохновения от визуальных впечатлений, подаренных дизайнерами будущего, но и общения с теми заказчиками, которые желают сделать мир лучше, чьи идеи заставят меня пойти дальше, за пределы изведанного. И если в России есть компании, которые постоянно стремятся к самосовершенствованию и новым вызовам, то я со своей командой готова им помочь в этом.

 

Какими основными качествами должен обладать дизайнер, чтобы его работы заметили на конкурсе Lexus Design Award?

Надежда Абдуллина:

Чувственность, эмпатия и интуиция, общительность (даже если ты интроверт), гибкость ума. Тут сложно что-то выделить, поскольку это длинный путь поиска решения.

Марина Егорова:

Будущим участникам я советую изучить философию дизайна Lexus L-finesse, ее суть заключается в использовании передовых, ориентированных на человека технологий, создании смелого дизайна, использовании творческих решений без излишней вычурности. Проще говоря, в основе L-finesse лежит продуманное и изящное применение современных дизайнерских решений и инновационных технологий. Понимание философии дизайна Lexus поможет понять ценности бренда и создать необходимый образ своего проекта.

 

Какой совет можете дать молодым дизайнерам и изобретателям?

Надежда Абдуллина:

Мечтайте, просите у вселенной интересных заказов, идей, и не ради денег – это ради интереса. Исследуйте что угодно. Любую идею можно трансформировать в нечто невероятное!