Тотальный контроль

Популярная история джойстиков и геймпадов

28 Июль
-

Первые контроллеры для видеоигр появились в семидесятых годах прошлого века. Но на самом деле, история джойстика началась еще в начале XX века. В 1907 году был зарегистрирован патент на рукоять управления самолетом, которую можно считать прародителем компьютерного джойстика. Точность управления резко повысилась, когда в контроллерах начали использоваться потенциометры, регистрирующие силу и интенсивность нажатия. Именно тогда, контроллеры начали использоваться в авиасимуляторах. Оттуда технология манипуляторов проникла в технологичную среду компьютерных игр.


Первый игровой джойстик был изобретен создателем Magnavox Odyssey Ральфом Баером в 1967 году. Первый джойстик с кнопкой стрельбы (англ. fire button) был создан компанией Sega в 1969 году для аркадной машины «Missile».

 

Логическое развитие джойстика привело к тому, что стандартный контроллер с ручкой управления уже не удовлетворял растущие потребности игровых вселенных. Набор кнопок вкупе с крестообразным контроллером легко заменял собой привычный манипулятор, позволяя расширить возможности передвижения в виртуальном пространстве.

Telstar — серия игровых приставок производства Coleco, основу составляли клоны консоли Pong компании Atari. Первая модификация Telstar выпущена в 1976 году.

В начале нынешнего столетия практически все геймпады, предназначенные для использования с персональными компьютерами, получили столь привычный для пользователей USB-интерфейс, разработанный в 1996 году. Смена интерфейса стала настоящим прорывом в развитии игровых устройств, позволив значительно увеличить скорость работы джойпадов, разгрузить слабый по тем временам центральный процессор и убрать ограничение на максимальное количество используемых кнопок.

Игровая консоль Teletenis была почти точной копией суперпопулярной на тот момент приставки Atari.



Портативная игровая консоль Casio стала предвестником современных GameBoy и Play Station Vita.

Atari VCS, позже названная Atari 2600, появилась на Рождество 1977 и стала доминирующей игровой приставкой конца 1970-х — начала 1980-х. Она стала первой успешной приставкой с играми на картриджах. В 1980-х в США слово «Atari» воспринималось как синоним «Atari 2600». Модель обычно поставлялась с двумя джойстиками либо двумя paddle-контроллерами, и одной игрой — сначала это была Combat, а затем Pac-Man.

Nintendo Entertainment System (NES в США, Famicom (FAMIly COMputer — семейный компьютер) в Японии, Dendy (неофициальный клон на постсоветском пространстве) — восьмибитная игровая консоль, популярная во второй половине 1980-х и начале 1990-х годов. В PAL-версии используется процессор Ricoh RP2C07 с тактовой частотой 1,66 МГц (1 662 607 Гц), а в NTSC-версии процессор RP2C02 с тактовой частотой 1 789 773 Гц. Максимальное разрешение — 256×240, палитра в 52 цвета, из которых 26 одновременно выводятся на экран.

SEGA Master System — 8-битная игровая приставка, выпущенная компанией SEGA в 1986 году в США, и в 1987 году — в Европе и Японии.

Первый Game Boy был выпущен ещё в 1989 году как продолжение к известным карманным играм Nintendo Game & Watch (известным в СССР и России по копиям под названиями «Ну, погоди!», «Тайны океана» и др.) Это была первая популярная портативная игровая система, и многие компании пытались повторить успех Game Boy, но никому сделать этого так и не удалось.

Sega Mega Drive — 16-битная игровая приставка, выпущенная фирмой SEGA в 1988 году в Японии, и в 1990 году — в Европе и прочих странах. В Северной Америке приставка была выпущена под именем Genesis, так как Sega не смогла зарегистрировать там торговую марку Mega Drive.

Sega Game Gear — портативная игровая консоль, выпущенная компанией Sega в 1990 году в качестве ответа консоли Game Boy компании Nintendo. Она стала третьей портативной консолью с цветной графикой, после Atari Lynx и TurboExpress.

Super Nintendo Entertainment System, так же известная как Super Nintendo, Super NES и SNES — 16-разрядная игровая приставка, выпущенная Nintendo в США, Бразилии, Европе и Австралии. В Японии она известна под названием Super Famicom (Super Family Computer). В Южной Корее она называлась Super Cowboy и распространялась Hyundai Electronics. Super Nintendo Entertainment System стала второй домашней консолью Nintendo, вслед за NES (в Японии выпускалась как Famicom). Система приобрела большую популярность в большой части Азии, но, тем не менее, не смогла достичь популярности своего предшественника в Юго-Восточной Азии и Северной Америке из-за большой конкуренции со стороны Sega Mega Drive. Несмотря на свой поздний старт, SNES стала наиболее хорошо продаваемой консолью 16-битной эры, но лишь после того, как Sega ушла с рынка 16-битных систем, сфокусировавшись на 32-битном рынке.

 

Nintendo 64 (Ultra 64, N64) — 64-разрядная игровая приставка. Разрабатывалась японской компанией Nintendo совместно с Silicon Graphics. Была выпущена в 1996 году (23 июня в Японии и 29 сентября в США) и стала ответом на приставки конкурентов Sony PlayStation и Sega Saturn. Тактовая частота центрального процессора — 93,75 МГц, графического — 62,5 МГц. Оснащалась оперативной памятью объёмом 4,5 МБ. Максимальное разрешение равнялось 640×480 при 24-битной глубине цвета. Благодаря участию Silicon Graphics, в этой приставке появилась масса новшеств, связанных с трёхмерной графикой: сглаживание текстур, MIP-mapping и др. В качестве игрового носителя был выбран картридж объёмом до 64 МБ.

Sega Saturn — игровая приставка с разрядностью 32 бита. Она была выпущена 22 ноября 1994 года в Японии, в мае 1995 года в США и 8 июля 1995 года в Европе. 170 000 экземпляров было распродано в первый же день запуска в Японии. Но всего лишь 5000 экземпляров было продано в уикенд в США. Наиболее популярной консоль оказалась во Франции.

Sony PlayStation  — игровая приставка, разработанная компанией Sony Computer Entertainment под руководством Кэна Кутараги и впервые выпущенная в середине 1990-х. PlayStation — 32-разрядная система, ставшая первой в серии широко распространившихся игровых систем. Выход PlayStation в Японии состоялся 3 декабря 1994 г., в США приставка появилась 9 сентября 1995 г., а в Европе — 29 сентября 1995 г. Приставка оказалась очень популярной, обеспечив Sony прорыв в игровой индустрии, где до того момента безраздельно властвовали Nintendo и Sega. На сегодняшний день в мире продано более 100 млн. экземпляров PlayStation.

Nintendo GameCube — изначально во время разработки называлась Dolphin; официальная аббревиатура GCN) — четвёртая игровая приставка компании Nintendo, относящаяся к шестому поколению игровых систем. GameCube сама по себе была са́мой компактной и са́мой дешёвой игровой приставкой в шестом поколении. GameCube был выпущен в продажу 14 сентября 2001 в Японии, 18 ноября 2001 в Северной Америке по цене 199,95 дол.; 3 мая 2002 в Европе; и 17 мая 2002 в Австралии.

PlayStation 2 (PS2) — вторая игровая приставка, выпущенная компанией Sony, наследница PlayStation и предшественница PlayStation 3. О начале разработки было объявлено в марте 1999 г., продажа консоли в Японии началась 4 марта 2000 г., в Северной Америке — 26 октября 2000 г. и в Европе — 24 ноября 2000 года. PS2 — игровая приставка шестого поколения, ставшая наиболее быстро продаваемой и, возможно, самой популярной игровой консолью в истории компьютерных игр. На 2008 год в мире продано более 140 миллионов экземпляров PS2.

Xbox — игровая приставка, разработанная и производившаяся компанией Microsoft. Впервые поступила в продажу 15 ноября 2001 года. Это первое самостоятельное выступление компании Microsoft на рынке игровых приставок после совместного с компанией SEGA проекта по разработке версии операционной системы Windows CE для игровой приставки Dreamcast. Microsoft Xbox напрямую конкурировала с Sony PlayStation 2 и Nintendo GameCube. Наследницей Xbox стала приставка Xbox 360.

 

 

Nintendo Wii — игровая приставка 7-го поколения, 5-я домашняя консоль фирмы Nintendo и наследник Nintendo GameCube. До 27 апреля 2006 г., когда было объявлено официальное название консоли, она носила кодовое имя Revolution. Как игровая система 7-го поколения, является прямым конкурентом Microsoft Xbox 360 и Sony Play Station 3. Хотя компания Nintendo не позиционирует свою приставку Wii как соперника PlayStation 3 и Xbox 360, её причисляют к седьмому поколению по времени выхода (период между релизами Xbox 360 и PS3), а также инновационным игровым контроллерам. Nintendo утверждает, что ее консоль ориентирована на более широкую аудиторию, чем у обоих конкурентов. Отличительной чертой консоли является беспроводной контроллер Wii Remote, реагирующий на движения игрока.

Sony Play Station 3 — игровая приставка седьмого поколения. С помощью PS3 можно играть, смотреть фильмы, слушать музыку, отправлять почту и открывать веб-страницы. Также с момента запуска PS3 поддерживает большинство игр для PlayStation и PlayStation 2.

 Фотографии Ксавьера Ласпьера: www.jlaspiur.com