Книги апреля

Проснуться, вдохнуть, путешествовать, общаться, улыбаться и любить – главные глаголы апреля, а что при этом читать – мы расскажем.

1 Апрель
-

Ананасная вода для прекрасной дамы
Виктор Пелевин
М., Эксмо, 2011


Ананасная вода для прекрасной дамы, Виктор Пелевин

Книга состоит из двух очень разных по названию частей: одна из них – «Боги и механизмы», вторая – «Механизмы и боги». Вторая как-то добрее, что ли. Хотя нет, Пелевин – вообще не тот автор, к которому применимо слово «добрый». Он разный: едкий, странный, очень меланхоличный, довольно увлеченный, иногда абсолютно мужской. Но точно не добрый. И еще он не пишет хеппи эндов. Или не верит в них. Или это глубокая психологическая травма детства, как сказал бы психоаналитик за 1,000 долларов в час.

Тем не менее, книга получилась, и читать ее можно тем, кто: а) любит войнушки, игры в разведчиков, борьбу за свободу и поговорить о том, как тяжко жить в России; б) робким Одминам в свитерах, но пока без бороды, ибо не выросла еще – дабы убедиться в правильности выбора профессии и почерпнуть много занятной информации о кодировках, «ломающих» мозг беспилотников; в) тем, кто все же смог вернуться с Гоа – чтобы рвануть снова, а тем, кто еще не был – чтобы не ехать; г) начинающим бизнесменам, которые понимают, что успеху нужны жертвоприношения, законспирированные под офисные кладовки; д) девушкам, которые слышали о первичной материи, Армагеддоне и пути души, но хотят внятно научиться это видеть. Ну и всем без исключения – чтобы убедиться, что Лада Калина – машина, названная в честь богини смерти Кали.


Мой одесский язык
Татьяна Соломатина
М., Яуза-пресс, 2011


Мой одесский язык, Татьяна Соломатина

Одесса – город, который меняет мировоззрение, взрывая его радугами цвета, вкуса, юмора и акцента. И говорить про Одессу плохо не получится, даже если вас там смертельно обидели – потому что в Одессе никого не обижают смертельно. Татьяна Соломатина знает, что этот город избранный, потому что умеет его слышать и еще немножко потому, что она там родилась. Повезло.

Наверное, легкий аромат горечи утраты города мечты появляется только тогда, когда окунаешься в Москву. Многоликую, мгновенную, маневренную, мегауспешную. И видимо позже, когда к Москве подбираются синонимы безбашенная, бесчувственная, бессмысленная – тоска по правильным аркам, в которых висит свежее белье, Приморскому бульвару, «Компоту» на Дерибасовской и тому самому Оперному начинает одолевать настолько, что выливается в книжку, играя словами, словно перышками и перемешивая слезы со смехом, воспоминания детства с курьезами взрослости, чтобы никто и никогда не догадался: вернуться хочется так, что сводит зубы, но не получится.

Читать, цитировать, думать и главное – ехать. Потому что Одесса – она такая одна.


Все семь волн
Даниэль Глаттауэр
М., Эксмо, 2011


Все семь волн, Даниэль Глаттауэр

Книга о любви со счастливым концом, которую написал немец – это нонсенс. Книга о любви, которая зародилась в режиме онлайн, когда люди ни разу не видели друг-друга – это современность. Классическая история современного флирта на расстоянии создана в виде диалога емейлов, которые на протяжении всей истории перетекают один в другой, словно это непрерывная беседа на 330 страниц. И только промежуток времени, указанный в ответах, дает понять, что время шло своим чередом.

Как страшно встретиться в реальности – даже если вы почти занимались виртуальным сексом и общаетесь по нескольку часов в день? Оказывается, очень страшно. А еще страшнее после этого снова продолжать писать, а самое страшное – попробовать все же провести вместе нормальную – не виртуальную ночь. А потом оказывается, что и это – ерунда. Потому что у каждого за спиной семья или почти семья, вполне осязаемая. С которой теперь нужно что-то делать, потому что интрига в сети перестает быть безопасной для всех историей.

Как все это начиналось, нужно читать в первой книге Даниэля «Лучшее средство от северного ветра». Покупайте сразу обе, особенно те, кто балуется романтикой беспроводных соединений.


Зеленый шатер
Людмила Улицкая
М., Эксмо, 2011


Зеленый шатер, Людмила Улицкая

Улицкая – больше музыка, чем чтение. Вернее не так, это и то и другое, и еще картины – много, на каждой странице, пронзительные и яркие. Москва – боже, какая у нее Москва! 1953, а потом 1957 со Всемирным фестивалем молодежи и студентов, и дальше, дальше, дальше – десятилетиями, межсезоньями, иногда больно, иногда смешно, но всегда очень женственно.

Судьбы трех мальчишек – друзей, служба госбезопасности, первая любовь и фиктивные браки с иностранками, чтобы бежать от таких родных Патриарших в такой звучный Нью-Йорк. В итоге все очень честно: с системой бороться бесполезно, она безжалостно перемалывает любые марши, особенно если они состоят из одного человека. Но есть что-то между строк – быть может, даже в мимолетном описании бабушки или мамы – неважно чьей – что заставляет верить в Великую державу.


Сантехник, его кот, жена и другие подробности
Слава Сэ
М., АСТ, 2010


Сантехник, его кот, жена и другие подробности, Слава Сэ

Слава Сэ, больше известный жжшникам как хозяин блога pesen-net, написал «Сантехник, его кот, жена и другие подробности». Написал не вчера, но мне хочется улыбаться и цитировать.

Он с удивительной легкостью жонглирует эмоциями, взывая все к тому же: детям, котам, сексу, хомяку, Джонни Деппу и холостяцкому быту большого сантехника, который знает, что спагетти – это «детская национальная еда», что «девичье сердце вмещает бессчетное число котов», а хомяк – это «мешок какашек и он сбежал».

Незачем покупать эту книгу в поисках глубокомысленных сентенций. Их там много, но они такие живые и ежедневные, что читаешь немного про себя и много про окружающих, обнаруживая, что ход мужских мыслей цикличен и замкнут в круг, но черт возьми витиеват. Это просто хорошая дрема, где тепло и уютно, смешно до щекотки и пахнет абсолютно правильными эмоциями мирного мира, где «мы в ответе за тех, кто так забавно грызет по ночам железные предметы».

В ритме сумасшедшего города, где Навальный за всех борется с коррупцией, а твиттер Перзидента популярнее твиттера Президента, где каждый день открываются новые места, куда нужно непременно сходить, потому что у них тоже есть Мишленовский маяк, а сексом можно заниматься по большей части в пробках по смс, замечательно иногда прочесть про картонку от нового телевизора размером с ветровое стекло Икаруса, в которой дочка «Маша бьется с котом за право свить гнездо», потому что пахнет настоящим почему-то именно это.