История вещи: Vespa

В апреле знаменитый мотороллер Vespa празднует очередной день рождения. Рассматриваем главные вехи в 70-летней истории культового итальянского скутера.

Александра Валуцкая,
9 Апрель
-

Мотороллер Vespa уже почти 70 лет остается иконой стиля и визитной карточкой итальянского автопрома. Воспетая в сотнях фильмов и тысячах постеров, Vespa стала полноценным феноменом культуры и очаровала миллионы людей по всему миру.

0

Практически не меняясь внешне на протяжении десятилетий, Vespa удивительным образом всегда вписывалась в дух времени и отражала настроения целых поколений. Впервые появившись в 1946 году, она сразу же стала символом Европы, поднимающейся из пепла после войны. Разрушенная экономика и ужасное состояние дорог отнюдь не способствовали производству автомобилей, и именно Vespa заняла эту пустующую нишу личного транспорта. Авиационный инженер Коррадино Д'Асканио разработал для фабрики Piaggio принципиально новое персональное средство передвижения, избавленное от лишних деталей, простое в обслуживании и удобное в управлении. Благодаря стильному дизайну и доступности, Vespa стала первым успешным мотороллером в мире.

0



Vespa 98, 1946 год

Первый скутер Vespa был оснащен двухтактным двигателем объемом 98 кубических сантиметров и мощностью 3,5 лошадиных сил. Он развивал скорость до 60 километров в час и имел три передачи. Это средство передвижения не имело ничего общего с неудобным и шумным мотоциклом и при первом же взгляде поражало качеством и элегантностью. Практически сразу Vespa вошла в популярную культуру — появление Одри Хэпберн на скутере в фильме «Римские каникулы» заставило молодежь всего мира желать этот стильный и удобный мотороллер.

0

«Римские каникулы», 1953 год

Популярность Vespa стремительно росла, что побудило производителей разрабатывать новые варианты скутера: уже в 1948 году появилась модель с объемом двигателя 125 см³ и мощностью 4 лошадиных силы, а к 1953 году его мощность возросла до 4,5. В Европе начался настоящий бум мотороллеров: к концу 1949 года было произведено 35 000 скутеров — Италия оправилась от военных ран и стала передвигаться на Vespa. К середине 50-х годов количество выпущенных мотороллеров достигло рекордного значения в один миллион: было налажено производство Vespa в Германии, Великобритании, Франции, Бельгии, Испании. Даже железный занавес не стал преградой для революционного средства передвижения — в 1957 году в СССР был выпущен скутер «Вятка», полностью копирующий дизайн Vespa.

0

Vespa V1 125, 1948 год

0

Vespa 150 VBA, 1959 год

0

Вятка, советский вариант Vespa, 1957 год

К 60-м годам вокруг Vespa сформировался настоящий культ: одновременно войдя и в современное искусство, и в андеграундную культуру, она стала выражением революционных идей того времени. Популярное движение модов, продвинутой британской молодежи, не мыслило себя без скутера итальянской марки; Сальвадор Дали написал на бензобаке мотороллера имя своей жены и музы Gala; на Vespa разъезжал певец Стинг в фильме «Квадрофения».

0

0

Голливудские знаменитости и рядовые жители городов и деревень начали стремительно обзаводиться этим нехитрым средством передвижения. Vespa можно было найти практически в любой стране: от континентальной и островной Европы до Бразилии и Индии. Модельный ряд мотороллера также продолжал расти — создаются специальные спортивные модели, благодаря увеличенному в два раза объему двигателя способные развивать скорость до 110 километров в час. Самой же популярной городской моделью стала Primavera 1967 года, за которой коллекционеры всего мира охотятся до сих пор.

0

Vespa 125 Primavera, 1967 год

0

Vespa 50 Special, 1972 год

0

Vespa 180 Super Sport, 1968 год

Vespa традиционно выпускается в трех вариантах: модели с рабочим объемом до 100 см³ для передвижения по городским улицам и на небольшие расстояния, более мощные варианты рабочим объемом 125 см³ и спортивные модели для длительных путешествий с мощностью более 150 см³. В современных версиях скутера классический неизменный дизайн сочетается с последними технологическими разработками: например, модель 2008 года GTS 300ie Super, с двигателем в 22 лошадиных силы и способная развивать скорость свыше 130 километров в час, является самой мощной в модельном ряду Vespa.

0

Vespa GTS 300ie, 2008 год

0

Vespa LX 150, 2006 год

Популярность бренда Vespa можно назвать феноменальной, ведь за столько лет истории ни один мотороллер не смог даже приблизиться к его успеху. Клубы владельцев Vespa и дилерские салоны, в число клиентов которых часто входят знаменитости, активно открываются по всему миру до сих пор. На скутерах этой марки были замечены самые известные голливудские красавицы — от Урсулы Андресс до Милы Йовович. Нестареющая Vespa по-прежнему мелькает в фильмах и клипах, оставаясь символом стиля, молодости и свободы.