В небо без пересадки

Летопись летающих автомобилей, от фантазий до работающих моделей.

9 октября
-

Невозможно точно сказать, когда впервые родилась идея о создании летающего автомобиля — то ли почти сразу после полета братьев Райт, то ли вообще в момент первой поездки на повозке с паровым двигателем. Зато с некоторой долей точности вполне можно проследить хронологию этого чуда техники в литературе и поп-культуре, и даже составить летопись от фантазий до воплощения.

 

Властелин мира, 1904

Жюль Верн, как родоначальник едва ли не всей научной фантастики, конечно же, оказался одним из первых, кто сформировал само понятие транспортного средства, которое ездит, летает, а вдобавок и плавает под водой. В его романе «Властелин мира» аппарат под названием «Грозный» летал по-птичьему, что вполне объяснимо отсутствием в то время знаний о реактивной тяге.

Кстати, роман мог выйти и раньше, сдвинув тем самым на пару десятков лет и срок первого упоминания летающего автомобиля, но в начале 80-х годов 19-го века Жюль Верн не стал развивать свою задумку, увлекшись баллистикой.

 

Модель 11, 1917

Этот экземпляр (или же просто проект?), наверняка, немало позабавил посетителей нью-йоркской Панамериканской аэрокосмической выставки в 1917 году. О том, взлетела ли «Модель 11», история умалчивает, что оставляет надежду на то, что одним храбрецом-испытателем в том году не стало меньше.

 

Tampier Roadable, 1921

Европейский ответ в виде документально зафиксированного прототипа под названием Tampier Roadable был представлен, спустя всего 4 года, на Парижском авиасалоне. Хотя летать он также вряд ли мог, ведь даже ездил со скоростью всего 25 километров в час.

 

Нам, живущим, 1938

Две обложки одного романа. Летающие аппараты присутствуют на обоих, но есть один нюанс

Утопический роман Роберта Хайндайна «Нам, живущим», считавшийся длительное время утраченным, содержит в себе целых два упоминания о летающем автомобиле. Но, если первое, где главный герой срывается на автомобиле с обрыва, подразумевает полет исключительно вниз, то второе, когда этот же герой оказывается в будущем, предполагает выбор водителя между полетами вниз и вверх.

 

ConvAirCar, 1947

Это уже первый действительно достойный серийного производства проект аэрокара от компании Consolidated-Vultee, представленный после 7 лет разработок в 1947 году. Двухдверный седан со съемным самолетным верхом успешно прошел несколько летных испытаний и вполне мог бы оказаться уже через пару лет в гаражах гаджетоманов того времени, но катастрофа во время третьего полета разом похоронила проект.

 

Autoplane, 1953

Печальный опыт предшественников не останавливал энтузиастов от попыток облетать в перспективе пробки. Вот и Лиланд Брайан впервые взлетел на своем кастомном аэрокаре, состоящем из запчастей настоящих самолетов, в 1953 году и пролетал на разных модификациях своего детища вплоть до 1974-го. Далее последовала катастрофа на авиашоу в Ошкоше, смерть идейного вдохновителя и труд всей его жизни пошел прахом.

 

AVE Mizar, 1973

Наметилась на массрынок и компания Генри Смолински, планировавшая отправить в серию аппарат на базе Ford Pinto и задней части самолета Cessna Skymaster. Вот только качество этих автосамолетов изначально оставляло желать лучшего, что привело к тому, что во время испытания одно крыло самолета просто отвалилось. То ли вес был превышен, то ли сварка подвела, то ли там все держалось на одних болтах — сейчас об этом уже никто не узнает.

 

Бегущий по лезвию, 1982

Неоднозначный фильм Ридли Скотта, из-за хеппи-энда провалившийся в прокате в 1982 году, но десятью годами позже благодаря режиссерской версии с открытым финалом ставший лучшим научно-фантастическим фильмом по версии The Guardian, продемонстрировал миру альтернативный путь развития аэрокаров. В нем полицейские автомобили «спиннеры» поднимались в воздух без крыльев и пропеллеров, но зато жутко дымили.

 

I-Tec Maverick, 2009

Гениальную в своей простоте конструкцию представила уже в 21-ом веке компания Стива Сейнта I-Tec. Багги с выпускным парашютом-крылом и пропеллером может передвигаться по земле со скоростью до 160 километров в час и в небе на 100 километров в час медленнее. Даже прошлогодняя авария (парашют зацепился за дерево), в которой, к слову, никто сильно не пострадал, не сильно навредили изобретателям, планирующим продавать свое творение по цене около 100 тысяч долларов.

 

M400X Skycar, 2011

2 миллиона долларов. Эта цифра не дает нам покоя

Калифорнийская компания Moller International учла печальный опыт первопроходцев и взялась довести до ума идею изобретателя Пола Моллера, заключающуюся в создании автомобиля с вертикальным взлетом, и не скупиться на испытания. Последние длятся, кстати, уже не один год, что должно хорошо сказаться на качестве серийных моделей M400X Skycar и печально на цене. Уже сейчас один такой автосамолет оценивается примерно в два миллиона долларов.

 

Terrafugia Transition, 2012

Изначальная идея от концепции «где ехал там и взлетел» все больше приближается к реалиям современного мира, в котором взлет-посадка осуществляется только на специально оборудованных площадках. Вот и концепт Terrafugia Transition, просрочивший уже на 2 года заявленную дату выхода в серию, все никак не может пройти все-все испытания.

Аппарат, конечно, мало чем напоминает автомобиль, что идет во вред первоначальной задумке, но, по заявлению создателей, может выдавать до 100 километров в час на трассе и вдвое больше в воздухе. Поживем-увидим, а то и возьмем себе подержанную трехлетку, когда с полетами в черте города станет попроще. 

Выберите параметры рассылки

Пожалуйста, уточните желаемый вариант получения рассылки: