Какой на самом деле была сверхзвуковая эра Concorde

28 Сентябрь
-

Наряду с Boeing 747 свой след в истории пассажирской авиации оставил и легендарный сверхзвуковой гражданский авиалайнер Concorde. Почти 30 лет он верой и правдой на невиданных до этого скоростях перевозил людей по всему миру быстрее, чем самые быстрые многоместные воздушные суда. За это время, конечно, случалось всякое, и в конце концов проект сверхзвуковых пассажирских авиаперевозок под знаком «Конкорд» свернули. Но даже 10 лет спустя этот культовый самолет не забыт нами, а его история триумфа вызывает уважение смелостью вызова, брошенного времени и человеческому гению.

  • Пересечение Чаком Йегером звукового барьера в 1947 году подтолкнуло производителей к мыслям о создании первого коммерческого авиалайнера, который также смог бы преодолеть порог в 1 Мах. Но проект, видимо, оказался чересчур амбициозным для своего времени и к его более-менее внятному воплощению приступили лишь 15 лет спустя.

  • 29 ноября 1962 года правительства Франции и Великобритании подписали соглашении о начале совместной работы над реактивным сверхзвуковым лайнером под названием Concorde. «Созвучие», заложенное в названии проекта, должно было продемонстрировать взаимную заитересованность и слаженность работы двух государств.

  • Прямыми конкурентами Concorde должны были стать американский Boeing 2707 и советский ТУ-144, но первый дальше чертежной доски так и не продвинулся, а второй проект свернули из-за проблем с производительностью и безопасностью готовых образцов.

  • В качестве двигателя по всем параметрам подходил турбореактивный Olympus 593, разработанный компаниями Bristol Siddeley и Snecma. Форсажные камеры двигателей делали взлет Concorde заметно более дымным, чем у нереактивных лайнеров, но создаваемая при этом тяга того стоила.

  • Внешне же новый самолет получил несколько присущих только ему особенностей вроде двойного дельтавидного крыла и заметно опущенного вниз носа, положение которого обеспечивало пилотам лучшую видимость во время взлета и посадки. Во время же полета передняя часть переводилась в традиционное положение для лучшей обтекаемости и аэродинамики.

  • Первый выход в свет у Concorde состоялся в 1967 году во время презентации в Тулузе, а вот первый полет прототипа прошел лишь в марте 1969 года.

  • Несмотря на то, что сразу после успешного прохождения испытаний более десятка авиакомпаний изъявили желание иметь в своем флоте этот лайнер, очень скоро Concorde столкнулся и с негативной стороной вопроса. Так, например, во время преодоления звукового барьера лайнер производил так называемый звуковой удар, который вызывал беспокойство на земле. В связи с этим основные маршруты Concorde был проложены по большей части над водой, а время пребывания над населенными пунктами было сведено к необходимому минимуму.

  • Постоянные жалобы жителей близлежащих к аэропортам домов, а также нефтяной кризис 1973 года также не способствовали популярности Concorde среди заказчиков. Основными клиентами компании остались авиакомпании British Airways и Air France, каждая из которых купила за все время по 7 самолетов. 

  • Надо сказать, что всего было произведено 20 авиалайнеров Concorde, но 6 из них стали прототипами для тестовых испытаний.

  • Свой первый коммерческий полет Concorde совершил 26 сентября 1973 года под флагами авиакомпании Air France из Вашингтона в Париж. Уже через пару лет, в 1976 году British Airways ставит на поток трансатлантические рейсы между Лондоном и Нью-Йорком, делая упор на том, что у них пересечение Атлантики занимает всего 3 часа, в то время как обычные аэробусы преодолевают это расстояние за 7 часов.

  • По мере того как целевая аудитория Concorde становилась все более платежеспособной и даже местами элитарной, так и интерьер лайнера закрывал свои аскетично суровые черты продуманным декором. 

  • Довольно скоро уровень пассажиров Concorde начал диктовать условия тому, что должно быть на борту, после чего в меню полета появились дорогие сорта шампанского и черная икра. В 90-ые на борту сверхзвуковых лайнеров побывали многие знаменитости, среди которых Синди Кроуфорд, Клаудиа Шиффер, Андре Агасси, Стинг, Тони Блэр и многие другие.

  • На протяжении всей своей эксплуатационной карьеры Concorde не вызывал нареканий в вопросе безопасности, но все изменилось 25 июля 2000 года. В этот день лайнер Air France воспламенился и разбился вскоре после взлета от повреждений топливного бака, вызванных разрывом шины во время движения по взлетной полосе. В этой катастрофе погибло 113 человек.

  • Сразу после этого случая все 13 лайнеров были сняты с регулярных рейсов и вернулись в строй лишь в 2001 году, пройдя комплекс работ по улучшению защиты, но на прежний уровень популярности сверхзвуковым гражданским перелетам так и не суждено было вернуться. 

  • Уже к лету 2003 года обе авиакомпании объявили об отправке оставшихся лайнеров Concorde на заслуженный отдых после почти 30 лет службы. За это время сверзвуковой флот Concorde одной только British Airways совершил 50 000 рейсов и перевез более 2,5 миллионов пассажиров.

  • Все оставшиеся «Конкорды» стали музейными экспонатами, как, например, этот лайнер Air France, присоединившийся к своему бывшему конкуренту ТУ-144  на вечной стоянке. 

  • Многие расценивают конец эпохи сверхзвуковой гражданской авиации как шаг назад для человечества и науки в целом. И с этим трудно не согласиться, если принять во внимание, что уже мало кто сможет в любой момент времени пересечь Атлантику на скорости в два раза большей, чем скорость звука.