DeLorean: история главного автомобиля 80х

21 Август
-

История знает немало примеров того, как вещь, задумывающаяся великой в чем-то одном, в итоге прославлялась совершенно иным способом. Так и DeLorean заслужил себе «легендарное» прилагательное совершенно случайно. Возможно, если бы ни трилогия «Назад в будущее» Земекиса, так и осталась бы компания Джона ДеЛореана в истории самой оригинальной из компаний-банкротов. Но все повернулось иначе и DeLorean стал самым знаковым авто 80х.

  • Предыстория

    Джон ДеЛореан в начале 70-х был восходящей звездой в General Motors и, как это часто бывает, разочаровался в подходе своего работодателя к созданию продукта. По его мнению, «автомобиль должен зажигать глаза людей, входящих в шоу-рум», что вылилось в уход из GM в 1973 году и основание собственной фирмы в 75-ом. Уже через год дрим-тим, в составе которой оказались бывший инженер Pontiac Уильям Т.Коллинз и дизайнер Джорджетто Джуджаро со всем бюро Ital Design, выпустил прототип DMC-12, позже названный DeLorean.

  • Фактура

    Гореть же глаза покупателей должна была заставить полностью фантастическая внешность автомобиля, начиная от блестящего как корпус космического корабля кузова из нержавеющей стали и заканчивая дверьми формата «крыло чайки». Кстати, необоснованные обвинения в том, что выйти из DeLorean на парковке с другими автомобилями невозможно, владельцы опровергают фактом — для этого водителю потребуется оставить всего лишь 28 сантиметров свободного пространства.

  • Лотосовский след

    Памятуя о своем провале с решением выкупить права на использование одного технологического процесса до того, как выяснилось, что он бесполезен, в компании решили отдать предсерийный образец на тестирование к профессионалам из Lotus в 1978 году. В результате, до того как DeLorean поступил в продажу в 1981 году ему пришлось претерпеть множество изменений, в частности: укрупнение задних шин, изменение конструкции шасси и создание таких условий, при которых пассажира и водителя не сплющивало бы трансмиссией при лобовом столкновении на скорости всего в 42 км/ч.

  • Двигатели

    Решительно ничего космического не было в двигателе первого прототипа DeLorean, роль которого исполнил четырехцилиндровый агрегат от Citroen. К счастью, уже ко второй версии на его место встал 2,7-литровый Renault V6, созданный совместно с Peugeot и Volvo. Серийный же автомобиль прибавил еще 0,15 литра к объему. 

  • Финансовая сторона и первый завод

    С притоком финансов на первых парах особых проблем не было — все-таки слава о «горящем» автомобиле шла впереди повозки, позволяя краудфандить среди голливудских знаменитостей. Для отладки же серийного производства должны были поступить куда более существенные вливания, поэтому учредители активно предлагали свой проект правительственным организациям. Так, в один момент за право разместить у себя первый завод DeLorean бились Пуэрто-Рико и Северная Ирландия, регионы с традиционно высоким уровнем безработицы. В итоге крупное предприятие и 2500 рабочих мест в 1980 году заполучил город Белфаст, в последний момент предложивший контракт на 100 миллионов долларов.

  • Ожидания и реальность

    Грустная история разочарования началась практически сразу после поступления автомобиля в салоны. Складывающееся из мелочей первое впечатление публика никак не могла назвать приятным — где-то подкачала экономика, а где-то и сам производитель. Так, например, из-за инфляции и скачка курсов валют ценник внезапно вырос вдвое по сравнению с двенадцатью первоначальными тысячами. Да и 200-сильная мощь двигателя после установки каталитических нейтрализаторов для удовлетворения требованиям по выбросам газа снизилась до 140 л.с. Самых терпеливых добило, что, несмотря на все усилия со стороны Lotus, управление автомобилем так и осталось достаточно примитивным.

  • Пресса, наркотики и банкротство

    Впрочем, даже те минусы, что всплыли в самом начале, можно было со временем исправить, очистив репутацию DeLorean — как-никак истории известны взлеты и более невезучих компаний. Решающей же парой гвоздей стали общий экономический спад в США, не позволяющий людям покупать «блестящие космические корабли», и обвинения в ведении наркобизнеса в адрес Джона ДеЛореана. Последнее точно не помогло компании удержаться в безубыточном положении, что привело к банкротству в 1982 году и распродаже оставшихся из 9-тысячной серии автомобилей и запчастей.

  • Реклама, которая ничего уже не решала

    Событие, благодаря которому мы до сих пор помним об этом автомобиле-бренде, случилось в 1985 году, то есть на пару лет позже, чем оно было нужнее всего. После того, как фильм «Назад в будущее» прокрутили в кинотеатрах по всему миру, DeLorean внезапно стал автомобилем мечты каждого ребенка и впечатленного взрослого. К слову, для съемок было привлечено шесть авто и один полноразмерный макет из стекловолокна для сцен полета.

  • DMC возвращается

    Удачной затеей «воскресить» DeLorean Motor Company стало предприятие Стивена Винна, скупившего изготовленные запасные части и детали и наладившего производство новых автомобилей из разных составных частей. Все бы ничего, но вдова ДеЛореана вскоре подала на Винна в суд, посчитав не до конца законной сделку по покупке торговой марки. В 2015 году им удалось достичь соглашения и теперь эта фирма обладает эксклюзивным правом использовать все наименования культового автомобиля, как и правом на его производство.

  • Не так долго и счастливо

    Сам же Джон ДеЛореан скончался в 2005 году от инсульта. До этого он успел пережить двойное банкротство — баталии, связанные с делами его предприятия, преследовали предпринимателя до 1990 года, а о собственном банкротстве он объявил девятью годами позже. Недвижимость на участке площадью 175 гектар он был вынужден продать в марте 2000 года Дональду Трампу, который превратил территорию в поле для гольфа.

  • Вперед в прошлое

    В 2015 году правительство США снизило требования к DMC, позволив небольшим частным компаниям производить ограниченные серии автомобилей на более выгодных условиях, чем у крупных автопроизводителей. В ответ на это обновленная компания объявила, что планирует продать в 2017 году все 300 произведенных копий легендарного авто, доработав при этом тормозную систему, колеса, безопасность и увеличив мощность почти вдвое по сравнению с первоначальным вариантом. Надеемся, непростая ситуация в мире в этот раз не помешает DeLorean Motor Company оправдать возложенные на нее надежды, иначе велик шанс, что этот бренд все и вправду сочтут экономически проклятым.