Транспортная альтернатива
Гражданская инициатива как тренд: как частными силами делают аудит транспортной модели Москвы.
О дорожных проблемах в Москве говорится очень многое, но от этих разговоров, к сожалению, легче не становится. Одним из приоритетных направлений развития транспортной системы столицы на сегодняшний день является постройка бессветофорных магистралей, то есть 8 – 10-полосных автострад и разноуровневых дорожных развязок внутри жилой застройки. Судя по всему, московские власти и в этом случае решили не брать во внимание чужие ошибки, а совершить их самостоятельно, и уже после этого оценивать последствия.
Ленинский проспект
3D визуализация проекта реконструкции Ленинского проспекта
В Европе и Америке уже не вызывает сомнений, что концепция увеличения дорожного строительства ошибочна, а приоритет следует установить на поиске баланса с общественным транспортом. Более того, в Париже, Сеуле и Шанхае уже отмечены прецеденты, когда хайвеи и эстакады разбирают, а на их месте строят обычные дороги с выделенными полосами для общественного транспорта и пешеходными зонами.
Но для разработки дорожных проектов Москвы международный опыт и мнение экспертов в области транспортного планирования учитывается не так часто, как хотелось бы. Изменить ситуацию может инициатива «снизу», исходящая от обычных горожан — именно это и пытается доказать фонд «Городские проекты», который решил привлечь трех крупных мировых экспертов для анализа действий московской мэрии.
С мира по эксперту
Проект, который идет сейчас полным ходом и финансируется только за счет пожертвований, называется «Экспертный совет». Специально для него организаторы пригласили ведущих мировых ученых-транспортников для проведения независимого анализа того, насколько рационально ведется реконструкция двух основных магистралей — Ленинского проспекта и Северо-Западной хорды.
3D визуализация проекта реконструкции Ленинского проспекта
В экспертный комитет проекта входят профессоры Вукан Вучик (университет Пенсильвании, США) и Жан-Клод Зив (Консерватория Искусств и Ремесел, Франция) и заместитель генерального директора министерства транспорта Норвегии Тур Хотвайт (подробнее о каждом из них можно почитать здесь).
Профессор Вукан Вучик
Профессор Жан-Клод Зив
Это первый в истории Москвы проект такого уровня и организации, инициированный со стороны некоммерческой организации, а не власти, и осуществляемый только за счет пожертвований граждан. Ключевая идея проекта — предельная открытость, прозрачность и полная независимость выводов экспертной комиссии.
Заместитель генерального директора министерства транспорта Норвегии Тур Хотвайт
В рамках проекта будет проведен подробный анализ и исследование транспортных решений и проблем города, сделаны выводы о целесообразности тех или иных изменений, подготовлен ряд предложений о том, что конкретно можно сделать для улучшения транспортной ситуации в Москве. Все это экспертный комитет продемонстрирует на официальных встречах с Департаментом транспорта, НИиПИ Генплана, ЦОДД, Департаментом строительства, Мосгортрансом и другими важными организациями, ответственными за развитие инфраструктуры города.
Фонд всему голова
Фонд «Городские проекты» был основан известными активистами и блоггерами Ильей Варламовым и Максимом Кацем (кстати, последний теперь не просто активист, но и депутат муниципального собрания Щукино). Его главная цель — сделать города России удобными для их жителей и свести все проблемы инфраструктуры к минимуму. Это глобально и абстрактно, а если говорить о реальном и локальном — действовать «Городские проекты» начали с борьбы за комфортные условия жизни для москвичей.
По словам Максима Каца, главная цель «Экспертного совета» — выяснить истину и оповестить о ней жителей Москвы, чтобы дать им полное представление о целесообразности проводимой транспортной политики. Именно поэтому каждый рабочий день в проекте подробно описывается в блогах организаторов, а все расходы, сметы и чеки доступны для всеобщего обозрения.
К слову, книга Вукана Вучика «Транспорт в городах, удобных для жизни» переведена на русский язык — именно она подтолкнула Максима Каца записаться к профессору на двухнедельный курс для личного знакомства и получения базовых знаний о транспортной науке.
И еще одно: приглашенные эксперты также проведут цикл лекций, вход на которые свободен и бесплатен для всех. Две первые лекции Вукана Вучика уже прошли в Музее архитектуры им. Щусева, остальные запланированы на период с 3 по 9 апреля.