На чужих двоих
От орудия передвижения до экипировки скалолаза — эволюция ножного протеза от Древней Греции до Лондонской Олимпиады.
В воскресенье пятого августа произошло знаковое для Олимпийских игр событие — впервые спортсмен, лишенный обеих ног, бежал дистанцию в 400 метров вместе с остальными олимпийцами. Этим «первопроходцем» стал южноафриканец Оскар Писториус.
Оскар Писториус потерял ноги в возрасте 6 месяцев. Многократный победитель паралимпийских игр, он получил возможность стать спортсменом благодаря поразительной целеустремленности и современным технологиям. Эти же качества дали ему возможность принять участие в Олимпийских играх (и прийти вторым в забеге). Спортивный арбитражный суд позволил ему соревноваться с обычными спортсменами, учитывая и тот факт, что старт у Писториуса менее динамичный, чем у соперников.
Второе место в забеге спортсмену обеспечили беговые протезы Cheetah Flex-Foot («Гепардовые гибкие ноги»), разработанные по спецзаказу исландской фирмой Ossur. Стоимостью более 30 000$ они изготовлены из крайне прочного и очень легкого углепластика. Изобретатель протезов Оссур Кристинссон сам ампутант и не понаслышке знаком с трудностями и нуждами инвалидов.
Вообще, самые инновационные модели протезов зачастую придумываются теми, кто лицом к лицу столкнулся с проблемой ограничения возможностей. Так, например, заядлому дельтапланеристу Скотту Сульпризио после неудачного приземления пришлось отнять ногу. За прошедшие с того времени 10 лет Скотт, совместно с College Park Industries, создал новый вид ножного протеза, использование которого не несет нагрузки на организм. Названный The Soleus, он будет опробован на Паралимпийских играх в этом году сразу двумя спортсменами: Мэттом Брауном и Майей Наканиши.
Так что же это будет: соревнование атлетов или битва технологий? Нельзя дать однозначного ответа, не узнав, где заканчиваются возможности спортсмена и начинаются преимущества науки.
Одно из первых упоминаний о протезировании относится к греку Фемистоклу, который чтобы освободиться от оков и бежать из плена был вынужден отпилить себе ногу и приладить на ее место простую деревяшку. Он бы, скорее всего, отдал бы и вторую за комплект писториуских Cheetah Flex-Foot лишь бы иметь преимущество в скорости перед стражами. Протезы его времени и многих веков после не предоставляли больших возможностей. Если в них можно было стоять и хоть медленно, но передвигаешься, и тебе не сильно натирает, это была большая удача. Когда позже Нироп из Копенгагена придумал надевать на культю мягко набитый кожаный мешок, чтобы избегать трения, и делать вертящуюся нижнюю часть деревяшки в форме полушария — это была уже революция.
Все, изготовляемые в 19 веке аналоги деревянного протеза имели один главный недостаток — идущий на нем должен был постоянно описывать дугу наружу. Чтобы придать походке большее сходство с механикой движения человеческой ноги применялись шары из полированного стекла и пружины из каучука цилиндрической формы, но воссоздать все сочленения не позволяли технологии.
С открытием новых материалов и проведением исследований в области протезирования искусственные конечности стали не только имитировать присутствие потерянного органа, но и выполнять все его функции и даже больше Кроме протезов для повседневного передвижения, существует множество адаптированных под разные способы движения и нужды обладателя. Так протезы, разработанные безногим американским альпинистом, инженером-биофизиком, доцентом Массачусетского технологического института Хью Херром, предназначены для восхождения по скалам и льду.
А дизайнер Александр Маккуин изготовил резные деревянные протезы «на выход» для безногой американской актрисы, модели и спортсменки Айми Маллинс. Она же обладательница прозрачных полиуретановых протезов.
Максимально приблизившись к виду человеческой конечности, искусственные аналоги ушли дальше. Сейчас протезы в стиле хай-тек, созданные Гу Хо Сином для фирмы Tag Heuer, напоминают конечности терминатора. А протезная система с микропроцессорным управлением C-Leg фирмы Otto Bock сама считывает динамику движения человека и регулирует нагрузки.
В ближайшем будущем команда доктора Вайса из Йенского университета внедрением новой технологии планирует победить фантомные боли, от которых страдают до половины людей, потерявших конечность. Организуя обратную связь между искусственной конечностью и мозгом можно ликвидировать болевые ощущения и реорганизацию головного мозга. Если проблема фантомных болей и чрезмерной стоимости протезов будет решена, вполне возможно, что вскоре у нас будет несколько Оскаров Писториусов.