Пять уроков, которым нас могут научить лекции TED

12 Март
-

Воистину, конференции TED заменили нам лектории. Десятки тысяч речей, где профессионалы и азартные визионеры освещают круг вопросов, уже давно не укладывающийся в эти три вынесенные в название категории – технологии, развлечения и дизайн. Двадцать минут на то, чтобы обратиться к людям с важными вопросами и предложениями, раздвинуть рамки обыденности и подарить вдохновение складываются в часы, дни, недели глобального коллективного знания, которым нельзя пренебрегать. Мы решили выделить несколько особенных выступлений, способных изменить наш взгляд на вещи, и разбить их на пять категорий. Когнитивное мышление, управление временем и человеческими ресурсами, творческий процесс и превратности работы мозга – посмотрите на вашу жизнь по-новому.

  • Получая желаемое, мы не всегда становимся счастливыми

    Утверждение о том, что мы рады только тогда, когда добиваемся чего-то потом и кровью, кажется аксиомой, но уверенность в ее непогрешимости падает сразу после просмотра лекции Шон Эйкора. Автор книги «Преимущество счастья» объясняет, что наше хорошее настроение только на 10% зависит от внешних факторов, тогда как остальные 90% опираются на наш взгляд на мир и вещи в целом. Если понимать счастье как результат усердной и связанной с различными лишениями работой, и если связывать его с идеей об успехе, навязываемой системой управления, то такое счастье мимолетно: прежнюю цель непременно займет новая, и заработанная в процессе нечеловеческих усилий награда тут же аннулируется. С такой установкой мы банально не успеваем радоваться жизни. Но изменив точку зрения об успехе, научившись фиксировать свое внимание только на позитивных вещах, так или иначе случающихся с нами каждый день, мы интегрируем счастье в нашу жизнь на постоянной основе.

    Еще один теоретик счастья Дэн Гилберт дополняет своего коллегу идеей о самостоятельном синтезе счастья в условиях ограниченного выбора. Приводя несколько примеров из жизни людей, волею судьбы избежавших грандиозного успеха, и результаты нескольких экспериментов, психолог приходит к выводу: со временем мы свыкаемся с любыми жизненными обстоятельствами и любым выбором, который нужно сделать здесь и сейчас, без права на повторное решение. Чем меньше альтернатив и пространства для маневра, тем больше мы любим то, что имеем, и наоборот – дайте человеку возможность передумать, и он потеряет покой, взвешивая плюсы и минусы.

  • Качественный стимул – основа хорошего лидерства

    Саймон Синек уверяет: ни обещания интересной, творческой работы в офисе, ни призывы начать зарабатывать уже сегодня не станут таким мотиватором для вашей команды, каким станет высший смысл ваших действий. То же самое работает в адрес потребителя: ему не нужно знать, что ты делаешь – ему нужно знать, зачем ты это делаешь. Самых успешных производителей и потребителей их продукции объединяет вера: именно она, а не финансирование и профессиональные инженеры и техники, подняла самолет братьев Райт в небо, и именно она, а не функции и уровень шума от нажатия клавиш, выстраивает очереди за продукцией Apple. И чтобы заслужить такую лояльность, нужно обращаться не к разуму, а к чувствам, и хотя для этого не надо досконально знать мозг человека, все действительно крутится вокруг его архитектуры и механики работы.

    Этот же вопрос – «зачем?» – образует фундамент речи Тони Роббинса. По его теории, у человека есть шесть потребностей, первые четыре из которых – определенность, неопределенность, значимость, любовь – он называет личностными, и они работают на службе у нашего внутреннего эгоиста, а две оставшиеся – духовными: это развитие, необходимое нам, чтобы мы, наши отношения и бизнес, не сошли с колеи, и потребность приносить людям благо. И эти две потребности, по большому счету – самые важные: они придают вашей жизни полноту и улучшают мир.

  • Одни люди более креативны, чем другие

    Раскрыть глаза на порочность и тлетворность укоренившегося в бизнесе принципа кнута и пряника помогает Дэн Пинк. Что более правильно – замотивировать человека важностью результатов для научного исследования или материальным вознаграждением? Система менеджмента тащит второй подход из прошлого века в век нынешний, совершенно игнорируя ряд человеческих факторов. Пряник работает, если задача как таковая не обращается к творческому потенциалу, требуя лишь тупых механических действий, но появись в ней хоть крупица мысли, исполнитель теряет к ней интерес, неспособный покинуть установленных материальным вознаграждением границ. Со всей рутинной работой сегодня быстро и дешево справляются в странах третьего мира, но истинному же созидателю нужно давать больше свободы действий, и только тогда он будет пренебрегать деньгами в пользу дела, любимого им и важного для человечества. Именно этот подход сработал в случае «Википедии».

    Но что делать творцу в периоды кризиса, когда мучительный вакуум заполняет пространство меж его ушей, или когда от него ждут очередного шедевра? Элизабет Гилберт пережила этот период сверхнадежд по отношению к себе, когда написала свой бестселлер «Ешь, молись, люби». Но взявшись за проблему творческого ступора, она открыла, что в Древней Греции и Древнем Риме поэты и мыслители имели нематериального посредника – демона или гения, на которых и лежала вся ответственность. То, что гением стали называть непосредственно самого человека – это результат рационального гуманизма. Отсюда – упаднические жизни и трагические смерти. Гилберт же настаивает: чтобы сохранить свое психическое здоровье, нужно уметь дистанцироваться от своего творчества и не взваливать всю ношу на себя. Где-то там есть божественная сущность, а вы – всего лишь медиум.

  • Связь власти и коммуникабельности

    Что мешает многим людям жить полноценной и счастливой жизнью? В своей лекции психолог Брене Браун делится результатами шестилетних исследований, которые дают понять, что мы слишком увлечены самоедством. В первую очередь, многим стыдно за свои несовершенства, и страх того, что мы недостаточно привлекательны или умны, встает на пути к отношениям – любовным и человеческим вообще. Преодолеть страх и понять, что все достойны любви – в этом главная задача. Но здесь также присутствует сопряженное с этим чувство уязвимости. Мы бываем недостаточно искренни, чтобы раскрыться перед человеком полностью – якобы, это не мужественно, но как раз совсем наоборот. Подавляя уязвимость, мы превращаемся в камень и отталкиваем дар испытывать весь спектр эмоций, радости и счастья в том числе.

    Эми Кадди предлагает еще один способ взять жизнь в свои руки: притворяться победителем. Наблюдая за царством приматов, она выявила две группы поз: сильные, которые гордо принимают лидеры, и слабые, в которые сжимаются подчиненные. В ходе исследований Кадди собрала две группы, где люди на две минуты принимали ту или иную позу соответственно. После с ними проводили собеседование, и выбор «работодателей» падал на тех, кто был более раскован. Обратите внимание – не на профессионалов, не на грамотных собеседников, а на тех, чья поза сквозила уверенностью и оптимизмом. Невербальный язык общения сильно влияет на наше место в социальной иерархии, но если вы не победитель по жизни – притворяйтесь им так долго, пока это не станет чертой вашего характера.

  • Мир не такой, каким мы его видим

    Некоторые гости на конференции TED также дают прекрасную возможность понять, в какие игры способен играть наш разум. Кэмерон Рассел более десяти лет работает моделью, и чего ей стоило публично раскрыть множество уловок и изъянов модной индустрии, можно только догадываться. Кэмерон признается, что она как модель транслирует имидж, созданный при участии кучи профессионалов и графических редакторов, и поэтому он не соответствует реальному положению вещей – как в ее жизни, так и в чьей-либо еще. Ее профессия досталась ей вместе с цветом кожи, худобой и правильными пропорциями тела и лица, это дискриминирующая привилегия, которую не стоит стремиться заполучить – лучше станьте врачом.

    Иногда нам хочется частицы чуда в нашей жизни, но Кифа Берри сложно назвать просто фокусником, когда видишь его манипуляции с чужим сознанием и телом. Максимально, как только это возможно, оградив себя от обвинений в мошенничестве, Киф ведет машину вслепую и следит за дорогой при помощи глаз пассажира, создает иллюзию прикосновения к человеку, поднимает и опускает чужую ладонь и переводит фокус с наперстками в экстремальную плоскость. Попробуйте объяснить увиденное рациональным языком. Но главным источником чудес может быть наш мозг. Нейроанатом Джилл Болти Тейлор в мельчайших подробностях описывает ощущения от пережитого ею внутричерепного кровоизлияния, как драг-юзеры пересказывают свои трипы. В процессе своего совершенно галлюцинаторного состояния – страшного и интересного одновременно – и то обрывающегося, то возобновляющегося внутреннего диалога Тейлор осознала, какие возможности открылись бы человеку, умей он отключать ту или иную половину своего мозга и выбирать, становиться ли ему частью всего мироздания или ощущать цельность.