Мемостазы

Популярная физиология интернет-мемов.

15 Октябрь
-

В 1976 году британский эволюционный биолог Ричард Докинз определил термин «информационный вирус» как «единицу культурной передачи», который будет «буквально паразитировать» в мозге, превращая человека в средство распространения самого себя. Все это верно для нынешних интернет-мемов. Онлайн-шутки, возникнув на бескрайних просторах имиджбордов, коллективных блогов или социальных сетей, начинают самостоятельную жизнь, подчиняя себе миллионы пользователей интернета. Мы попытались проследить, как рождается вирусный мем и по какой схеме он развивается.


Мем — это информационный вирус, способный паразитировать и распространяться с огромной скоростью, используя мозг пользователя интернета. 

Атсуки Сато — 51-летний учитель истории из Японии. Он большой любитель посидеть в интернете, ведет собственный блог и имеет несколько домашних животных — собаку по имени Кабосу и несколько кошек. Как и любой владелец такого количества питомцев, Атсуки регулярно постит фотографии своих любимцев на страничках в блогах и социальных сетях. Так продолжалось несколько лет, пока в 2013 японец не опубликовал фотграфию своей собаки, сидящей на диване со скрещенными лапами. Фотография мгновенно взорвала блогсферу, появившись на таких ресурсах, как 4chan, Reddit, и Tumblr, превратившись в один из самых популярных мемов в истории интернета. «Kawaii dog» стал известен по всему миру. Дополненный незатейливыми записями шрифтом «Comic Sans», мем докатился даже до России, в которой всегда хватало собственных мемов.

Выражение морды собаки Кабосу может означать что угодно — от крайнего удивления, до презрения и надменности.

Когда хозяин Кабосу узнал о нездоровой популярности своего питомца, то был неприятно удивлен. Особенно, когда фотография его жизнерадостной собаки дополнялась откровенно демотивирующими надписями. Сато сперва расстроился, но потом сделал заявление в своем блоге, что его собака не имеет ничего общего с подписями, которые добавляют к ее фото другие пользователи. Так, фотография собаки, отпущенная на просторы интернета, стала жить своей жизнью. Тем не менее Сато получил немало выгоды от такой популярности. Рекламные агентства наперебой предлагали снять Кабосу в рекламе корма для собак и других продуктов. Собака появилась в паре роликов, добавив благосостояния владельцу и славы звездному питомцу.

 

Физиология мема

Отделяясь от своего первоначального значения, мемы растут и утверждают себя через людей и культуру. Они становятся своеобразным языком общения, превращаясь в сленг определенного среза интернет-сообщества. Причин для рождения и размножения мемов можно назвать множество, но можно назвать и одну главную — в большинстве случаев это просто забавно.

Профессор Венского университета лингвистики Николауус Ритта так объясняет сверхэффективный механизм распространения мемов: «Мем является языковой особенностью, даже не являясь словом или выражением. Он является своего рода маркером для группы единомышленников, позволяя различать друг друга в массе других людей. По этой причине мем, известный определенной группе людей, связывает их сильнее, чем наличие аккаунта на том или ином ресурсе или другие факторы».

Еще одна черта, характеризующая мем — оторванность от первоначального смысла. Так произошло к примеру с Grumpy Cat — фотографией кота, страдающего дефектом верхней губы, придающим его морде сердитое выражение. Первоначальный смысл фотографии затерялся в массах трактовок, создавая одновременно огромное количество смыслов, и в то же время, коллективный разум превратил кота в абсолютно нового персонажа, со своим характером.

Grumpy Cat — на деле кот с уродством верхней губы, придающей его морде сердитое выражение.



На примере Grumpy Cat можно проследить, как мем может приносить коммерческий успех. Владелица кота, американка Табата Бундесен заработала на своем питомце сотни тысяч долларов, в то время как общий доход от рекламы с участием кота оценивается в несколько миллионов долларов.

 

Смерть мема

Когда мем умирает, это происходит совсем не так стремительно, как его рождение. Он начинает гнить изнутри и причина этому — его же популярность. Как только мем становится известен повальному большинству — начинается его смерть. Тут работает синдром уникального потребления, который приводит к тому, что никто не станет делиться тем, что известно каждому, даже соседу по офису. Начинается естественный процесс поиска нового индентификатора, дефицита в которых не возникает. Именно в этот момент, мем начинает стагнировать, обрастая бородой и превращаясь во вчерашнюю шутку. Очень сложно отследить, когда именно начинается этот процесс. Многие уверены, что смерть мема начинается одновременно с его расцветом и это сложно оспорить.

Forever Alone — вечно одинокий парень, обреченный на неудачи в общении с противоположным полом.

Особую роль в сроке жизни мема играет его вариативность. Чем больше толкований допускает исходная модель, тем больше он сможет продержаться на плаву. Так произошло с «фейсами», которые имеют большой уровень наглядности и перерасли из временных мемом, в разряд классики онлайн-юмора.  «Forever alone», «trollface» стали универсальным языком общения, известны любому пользователю и не приобрели со временем негативных коннотаций.

Интересно, что коммерческий потенциал мема начинается ровно там, где заканчивается его актуальность в онлайне. Это зависит во многом от разности аудиторий онлайн и телевизионной рекламы.

Польза

Впрочем, мем — это не только вирус, паразитирующий в мозгах пользователей сети. Порой они могут приносить реальную пользу. К примеру, тотальное увлечение котиками и собачками — отличный инструмент для решения проблемы бездомных животных. Многие приюты для бесхозных животных, рекламируя себя, ориентируются прежде всего на активных пользователей социальных сетей. Мемы могут быть полезны и в социальной рекламе, своей максимальной доходчивостью, которая не может быть истолкована превратно или быть неправильно понятой.