Бытовые ритуалы: нужно ли нам это

3 Январь
-

Современный мир почти лишен ритуалов — по крайней мере в том виде, как мы традиционно их себе представляем. Те, что остались — например, ритуалы, которые вращаются вокруг праздников, в значительной степени потеряли свою силу и чаще всего не несут в себе никакого содержания, кроме заученного повторения. Тем не менее каждая культура в любой части мира в какой-то момент своего развития представляла собой сложную систему ритуалов и обрядов. Ритуалы были своего рода социальной технологией. Этот механизм мог решать проблемы, менять статус и приносить ощутимые результаты. На протяжении тысячелетий они использовались для того, чтобы проявлять и выражать эмоции, строить свою личную идентичность и идентичность племени или народа. Они несли эффект преобразования, помогали навести порядок в хаосе и ориентироваться в пространстве и времени. Ритуалы были смыслом жизни, тем тяжелее нам приходится сейчас, когда мы лишены правил, которые можно применять к различным ситуациям.

Процесс принятия пищи — одно из самых ритуализированных действий в истории.

Что такое ритуал?

Профессор Кэтрин Белл, исследователь ритуалов и автор монографии, написанной по этому поводу, определяет ритуал, как «привычное действие, усвоенное настолько, что первопричина его может быть забыта». Самый простой пример ритуала — рукопожатие при встрече. Нет никакой реальной причины, почему захват чужой руки и встряхивание обязаны сопутствовать знакомству. Этот жест настолько укоренился в сознании, что мы даже не думаем о том, что можно с успехом заменить рукопожатие обычным кивком головы или парой приветственных слов.

Этот рыцарский ритуал произошёл, скорее всего, от движения рук, показывающих, что в них нет оружия. В греческом изобразительном искусстве фигуры пожимающих друг другу руки людей встречаются уже в пятом веке до н.э. В литературных источниках рукопожатие упоминается в первом веке нашей эры в поэме Овидия "Метаморфозы".

С другой стороны, укоренившаяся привычка мыть руки, придя с улицы, не является ритуалом, так как существует четкое фактическое отношение между действием и желаемым результатом. Но и эта гигиеническая процедура способна стать ритуальной, например, в том случае, когда священник смачивает руки в купели для крещения. Этот жест является исключительно символичным, и именно символичность определяет суть ритуала.

 

Шесть неотъемлемых атрибутов ритуалов

Формализм. Это свойство кроется в количестве вариантов поведения, приемлемых в той или иной ситуации. Например, вылазка на шашлыки имеет очень случайный характер и вести себя там можно как угодно, не учитывая никаких правил. В то же время, званый ужин уже имеет ряд формальных правил, которые нельзя игнорировать. Таким образом, ритуал характеризует наличие моделей поведения, от которых нельзя отступать.

Традиционализм. Ритуалы очень часто складывались как деятельность, основанная на ценностях и поведении, которые были актуальны в момент создания. Эта связь с прошлым наполняет ритуал сакральным смыслом и обеспечивает участника чувством уверенности, за счет непрерывности традиции.

Трубка Мира — устоявшееся, но неверное название для калуметов и других индейских церемониальных трубок, и по сути отражает смысл лишь одного типа трубок и одного из ритуалов, где они использовались. В множестве северо-американских коренных культур существовали многочисленные виды ритуальных трубок, стили их изготовления, смеси для курения, да и сами церемонии были уникальными, поскольку относились к исчезнувшим религиям и верованиям тех племён. Существовали трубки для всего: войны и мира, коммерции и торговли, принятия социальных и политических решений.



Дисциплина. Часто рассматривается как одна из наиболее определяющих черт ритуала. Этот признак можно охарактеризовать следующим образом: «дисциплинированный набор действий, с точным повторением и тщательным контролем». Для демонстрации признака можно вспомнить строй солдат на параде, когда каждый из участников имеет конкретный сценарий, из множества которых складывается общее действие.

Правила управления. Любой ритуал определяется набором правил. Профессиональный спорт — пример деятельности, которая может быть оценена как ритуал, так как правила четко регламентируют действия участников. Игра вообще имеет очень много общего с ритуалом, в то же время не имея собственной сакральности.

Сакральная символика в ритуалах вуду имеет очень большое значение.

Сакральная символика. Ритуал может использовать повседневные и специальные предметы, задействовать определенные части тела, изображения и превращать их в нечто особенное и даже святое. Их сакральность указывает на нечто большее, чем простой набор функций предмета, тем самым придавая им абстрактную ценность. Так, ладан для церкви будет явным признаком ритуальной деятельности, в то время как благовония для дома ими являться не будут.

Аудитория. Ритуал во всех проявлениях имеет определенного зрителя. Это может быть бог, группа людей или сам человек, совершающий действие. Так ритуал приобретает определенные театральные черты, становится своего рода драмой, которая разыгрывается по известному сценарию.

Чем больше характерных признаков имеет поведение / событие / ситуация, тем сильнее оно противопоставляется хаосу повседневной жизни.  

Масштаб ритуала не ограничен ничем. Они могут быть большими или маленькими, частными или государственными, личными или социальными, религиозными или светскими. Похороны, свадьбы, президентские инаугурации, церковные службы, крестины, братские посвящения, и племенные обряды — все это ритуалы. Рукопожатия, поздравления, приветствия и прощания, обеденный этикет и даже подготовка ко сну — все это может стать ритуалом, приобретя описанный выше набор признаков.

 

Куда уходят ритуалы?

Во многих традиционных обществах почти каждый аспект жизни был ритуализован. Куда же исчезли ритуалы в современной культуре? Культурологи называют просвещение главным врагом ритуального сознания. Осознание первопричин событий и повышение общего уровня образования привели к тому, что многие традиционные действия исчезли и десакрализовались. Во многом этому способствовало и уменьшение религиозности в обществе. Волшебная эффективность обрядов, таких как вкушение «плоти» и «крови» Христа или крещения, осозналась носителями как исключительно символичная. Тем не менее всплески религиозности и как следствие — ритуалов, наблюдаются по сей день в сложные моменты жизни, такие как война, стихийные бедствия или катастрофы.


Проявление ритуалов наиболее сильно заметно в современной армии. Являясь наиболее консервативной силой, армия хранит, почти не изменяя сути, те ритуалы, которые применялись еще в глубокой древности. К таким ритуалам относится присяга, которая ведет свою историю от обрядов инициации в племенах, когда юноша должен был доказать свое право называться мужчиной. Также в видоизмененной форме в армии присутствует фетишизм (хранение и почитание знамени), отдача чести (признание превосходства старшего) и многие другие обряды.

Культурная ценность ритуала окончательно упала во второй половине двадцатого века, когда на первый план вышли личные свободы и индивидуальная ответственность. Сохранилась лишь одна из функций обрядов — идентификация принадлежности к определенной группе людей, народу или культуре.

 

Современные ритуалы

Процесс замещения старых ритуалов новыми идет непрерывно. Признаки обряда приобретают новые действия. Так, просмотр футбольного матча с пивом в компании друзей, можно назвать ритуалом нового типа, в котором есть все необходимые признаки. Точно также, утренняя зарядка может стать личным ритуалом, имеющим сакральное значение для конкретного человека. Почти все официальные мероприятия можно причислить к разряду ритуалов. Так, например, церемония вручения Оскара имеет все признаки обряда, и именно эта традиционность особенно ценится зрителями. Тем не менее полноценным ритуалом действие можно назвать лишь тогда, когда его формальность направлена на улучшение качества действия или его осмысление. Например, так происходит в разнообразных субкультурах, где погружение в формальность и традиции означает степень посвящения.

Несмотря на общий упадок ценности ритуалов, нельзя отрицать, что это та форма проявления культуры, которая ведет к упорядочиванию и структурированию человеческой жизни. Магия ритуала способна сделать очень и очень многое, не требуя взамен сиюминутного результата. Заведите себе пару небольших личных ритуалов и, возможно, это станет базой для более масштабных действий по улучшению жизни.